Татхагатагарбха (с санскрита — «вместилище Так Приходящего» или «зародыш Так Приходящего») — вероучение, которое говорит о присутствии будды в каждом живом существе.
Теория сформировалась в Индии в IV-V веках. У ее истоков, предположительно, стояли мыслители Майтрея-Асанга, Васубандху и Сарамати. Полностью учение о Татхагатагарбхе не разделила ни одна крупная школа буддизма за пределами Индии. И во второй половине V века ее постулаты растворились в новом религиозном направлении — виджнянаваде.
Содержание:
Концепции вероубеждения выражены в сутрах Татхагатагарбха, представляющих собой группу сутр (лаконичные высказывания о философии и религии) Махаяны. У теории, которую продвигали сторонники учения, 2 основных интерпретации:
Именно со второй интерпретацией теории связано понимание Татхагатагарбхи как абсолютной реальности, Единого Ума, основы Сансары и Нирваны. У человека, который попадает в колесо Сансары (круговорот рождения и смерти «в рамках» кармы), отсутствует постоянное Я (это есть шунья). Но Ум не пуст сам по себе, он наделен благими качествами, главные из которых: Постоянство, Самость, Чистота и Блаженство. Именно Ум, где Татхагатагарбха является неким вместилищем, и присутствует во всем живом как «зародыш» Будды. Это противоречит основным характеристикам Сансары в раннем буддизме, где круговорот жизни и смерти есть непостоянство, страдание, бессущность, бессамостность и нечистота.
Многие религиоведы сходятся во мнении, что теория Татхагатагарбхи базируется на учениях Йогачары, поскольку в первоначальном своем виде не объясняет некоторые аспекты сансарного существования.
Учения Татхагатагарбхи легли в основу некоторых буддистских школ в Корее, Японии и Китае.
В теории Татхагатагарбхы рассматривается единое «я» всего сущего. На основе этой доктрины построено все учение хуаянь (с китайского — «цветочная гирлянда»), получившее распространение в Китае во времена Империи Тан (VII-X века).
В основе убеждений лежит сочинение философа Сюань-цзана Аватамсака-сутра, представляющее собой собрание нескольких сутр, сведенных воедино. В этих учениях прослеживались «мотивы» древнеиндийского буддизма. А основателем самой Школы Хуаянь, предположительно, был монах Фацзан. Как пишут историки, он потом разочаровался в учениях Сюань-цзана, который категорически отверг йогачаринскую доктрину, провозгласив главным постулатом своих вероубеждений принцип Пробужденной природы Будды. Это послужило причиной отхода философии от позднеиндийских традиций. Школа Хуаянь пришла в упадок во второй половине IX века. Но ее учения стали основой философии Школы Чань. Здесь принципы Татхагатагарбхи положили начало созерцательной практики. Именно в таком виде вероубеждения Хуаянь дошли до наших дней.
Несмотря на свои индийские корни, Школа Хуаянь в описании главных своих постулатов использует исключительно китайскую терминологию. Здесь нет понятий Нирваны и Сансары. На их месте — Ли (абсолютная реальность) и Ши (видимая реальность). Обе они, согласно учениям хуаянь, существуют одновременно. Это, в целом, одно и то же, только увиденное с разных сторон. Ли — нечто вечное и неизменное, а Ши — текучее и изменчивое. В философию хуаянь, в отличие от древнеиндийских учений, вводится еще понятие Сознания (синь). Это реальность как таковая, а двумя ее главными аспектами являются как раз Ли и Ши.
Учения хуаянь построены на принципах гармонии и всеохватности. Все постулаты создают единую гармоничную систему, истину. Один из базовых элементов философии — «Всё в одном и одно во всём». Это означает, что в каждый отдельный элемент заключен весь мир, и этот элемент есть в другом элементе.
Учение школы Дашабхумика построено на одноименной сутре. Последователей она собрало совсем немного. И в итоге была поглощена школой Хуаянь. В таком виде учение и развивалось дальше.
Дашабхумика-сутра (или сутра десяти стадий) после слияния двух буддистских течений стала важной частью центрального текста хуаянь. И если в основной теории Татхагатагарбхи говорится только о том, что каждый человек может стать Буддой, то учение дашабхумика точно указывает своим адептам путь к просветлению. В сутре отписываются десять стадий развития бодхисаттва (существо, решившее пойти по дороге истины) перед становлением Буддой.
В Дашабхумика-сутре описаны следующие стадии (или ступени):
Учения Хуаянь имели ограниченное распространение в Корее. Здесь Ыйсангом, учеником самого Фацзана, в 671 году была основана школа Хваом.
Вероубеждения Ыйсангома строились не только на древнеиндийской философии. Как говорят историки, большое влияние на становление Хваом оказали работы буддийского мыслителя Вонхё. Хотя он и не был официальным представителем Школы.
Хваом оставалось доминирующим буддийским направлением в Корее вплоть до конца династии Корё (XIV век). В дальнейшем учение слилось со школой Сон, некой корейской вариацией Дзен-буддизма. Вероубеждения Хваом в рамках уже другого религиозного направления продолжало играть важную роль вплоть до XXI века.
В Японии же на учениях школы Хуаянь основано религиозное течение Кэгон. Считается, что оно пришло даже не из Китая, а из Кореи (через вероубеждения Хваом). Традиции Кэгон впервые были приняты в храме Тодай-дзи в Нара после завершения здесь строительства Великого Будды. Их продвигал бонза (главный монах) Робэн.
Мир в учении Кэгон предстает как единое, неразрывное целое, а различные его признаки взаимопроникают друг в друга. Получается, что абсолютный и феноменальный уровни бытия не «соперничают» друг с другом, а создают «мир дхарм». Эти представления о мире и человеке в нем тесно переплетаются с постулатами Татхагатагарбхи.
Позднее, уже в XII-XIII веках, учение Кэгон в Японии распространял Мёэ. Но он совместил ранние учения с Ваджраяной и Гёнэн. В таком виде старинные традиции Кэгон и сохранились в храме Тодай-дзи до настоящего времени. Сейчас это единственное место в Японии, где представлены вероубеждения данного течения.
Теория Татхагатагарбхи о «зародыше Будды», как считают некоторые исследователи, призвана устранить отчаяние и породить усилия при совершенствовании своей Души, вселять надежду и устранять гордыню. Идеи учения во многом перекликаются с основными принципами буддизма.