адрес
630005, г. Новосибирск,
ул. Фрунзе, 88, оф. 1203
время работы
Ежедневно
09:00 до 18:00
почта
Пишите нам на почту
info_ru@7spsy.com

Афразийские народные религии: зар и берберы

17.05.2018 Автор: Психолог Павел Хорошутин

В афразийских народностях нет привычных для представителей главных мировых религий «материальных носителей» божественного начала вроде священных писаний, икон или храмов.

Здесь нет и таких понятий как «рай», «ад» и «чистилище».

В афразийских религиозных течениях главенствуют другие убеждения — потусторонняя жизнь, злые и добрые духи, магия в виде разнообразных ритуалов. Для многих этнических групп, проживающих на севере Африки и западе Азии, представления о религии являются общими. И все же для каждой народности они уникальны.

Традиционная берберская религия

Берберская религия — это набор верований, которых придерживались берберы (коренные жители Северной Африки). Многие из них развивались строго на одной территории, что помогало сохранять традиции предков. А другие со временем испытали серьезное влияние сторонних религий — иудаизма и ислама.

Афразийские народные религии

По мнению многих исследователей, отличительной чертой берберов в древности был их культ мертвых. Например, коренное население современной Ливии считали богами духов своих предков. Они общались с душами умерших, прося у них наставлений, а потом ждали от них советов в своих снах. Берберы также поклонялись своим умершим правителям. Гробницы нумидийских королей — самые известные исторические памятники, оставленные коренным населением Северной Африки.

Археологические исследования доисторических гробниц в Магрибе позволяют сделать предположение, что берберы и их предки (нумидийцы и мавретанцы) верили в загробную жизнь. В северо-западной Африке тела хоронили сначала в неглубоких ямах, а потом использовали для погребения пещеры в скалах и курганах. Гробницы со временем «эволюционировали» от примитивных до более сложных. Самые известные на сегодняшний день берберские гробницы — 19-метровая доримская нумидийская пирамида Медрасена и 30-метровая древняя мавританская пирамида.

Религиозная жизнь берберов на протяжении всей их истории тесно переплеталась с верованиями других народов — в частности египтян, римлян, финикийцев и греков.

Ливийско-египетские верования

Соседями берберов были древние египтяне. И их религиозные верования во многом перекликались. В качестве главного доказательства этому историки называют божеств, которым поклонялись египтяне и берберские племена.

Некоторые исследователи полагают, что берберы поклонялись Исиде и Сету. Еще древнегреческий историк Геродот писал, что ливийские племена не едят коровье мясо по той же причине, что и египтяне, — как дань уважения Исиде.

Также религиоведы предполагают, что у берберов и египтян был один общий бог — Амон. Но у этой теории довольно много противников. Схожие дискуссии об общем божестве вызывает и Осирис. По некоторым данным, он изначально имел ливийское происхождение, и только потом ему стали поклоняться египтяне. Также существует мнение, что египетская богиня Нейт была связана с ливийской богиней, которую называли Танит.

Греко-ливийские верования

На религиозные убеждения берберов оказала влияние и культура древних греков. Однако это влияние было взаимным: с течением времени они переняли некоторые традиции коренного населения современной Ливии.

Есть предположение, что часть греческих божеств имели ливийское происхождение. Например, Афина, дочь Зевса. Историк Геродот в своих трудах писал, что ее одежда была типичной для ливийской женщины. С традициями берберов некоторые религиоведы связывают и появление других богинь в пантеоне греков — Ламию и Медузу Горгону.

Согласно древнегреческим легендам, некоторые гигантские мифические существа обитали на северо-востоке Африки (в том числе и на территории современной Ливии) — например, Гидра и берберийские львы.

Финикийско-берберские верования

Изначально финикийцы были семитским народом, населяющим побережья современного Ливана и Туниса. Они основали Карфаген в 814 году до н. э. и породили так называемую пуническую культуру, уходящую корнями в берберские и финикийские религиозные традиции.

У древних финикийцев было два главных божества — Баал и Астарта. Обосновавшись в Северо-западной Африке, они продолжали поклоняться своим богам. Но после битвы при Гимере, когда Карфаген стал союзником берберских племен, верования этих народов претерпели изменения. Например, богиня Астарта была «заменена» местной богиней Танит. Историки согласны с этим, подчеркивая, что имя «Танит» имеет именно берберскую языковую структуру.

Римско-берберские верования

Религиозные верования римлян и древних берберских племен, как полагают историки, тоже имели общие черты. Это во многом связано с завоеванием Карфагена в 146 году до н. э.

Берберы после поражения приняли многих божеств своих завоевателей. Они стали почитать Африку, древнеримскую богиню войны, изображение которой с I века до н. э. даже переносили на монеты. Но культ Сатурна, как говорят религиоведы, даже после завоевания римлянами оставался в берберских племенах главным.

Культ зар

Языческий культ зар возник в центральной части Эфиопии в XVIII веке. Позже его адепты появились в странах Восточной и Северо-восточной Африки — Судане, Сомали, Египте, Эритрее, Джибути, юго-западных провинциях Ирана.

Культ зар

Адептов культа, которые проводят различные обряды, называют колдунами (обычно это женщины). Считается, что ими овладевает божество, даря силы и знания для исцеления других людей. В своих ритуалах колдуны используют музыкальные инструменты, в том числе танбуру (шестиструнная лира) и мангур (пояс из нескольких козьих копыт).

Сторонники культа зар верили в одержимость. По их убеждениям, в каждом человеке «живет» дух. И если он чем-то недоволен, начинаются проблемы, — болезни тела. За исцелением люди обращаются к колдунам. Обряды зар призваны не изгонять духов из тела, а именно задабривать их — музыкой, жертвоприношением и танцами. 

В Европе в конце XIX века появилось описание одного из методов «лечения», который практиковали адепты культа зар. Колдуны приносили в жертву козу или курицу, смешивали кровь животного с жиром и маслом, помещали эту смесь в емкость и ставили ее на дороге. Сторонники культа верили — тот, кто найдет и испробует это, «заберет» себе болезнь человека, для которого проводили обряд. Вот почему во многих странах довольно настороженно относились к традициям зар — считалось, что колдуны могут навести порчу или болезнь на любого человека.

Сейчас зар практикуют колдуны из Эфиопии, Судана и в иранской провинции Бушер. На официальном уровне это запрещено, что не останавливает адептов культа.

К важным составляющим традиционных афразийских религий можно отнести: образование тайных обществ и сект, обряды инициации и изгнания злых духов из тела, ношение масок в осуществлении ритуалов. На верования местного населения большое влияние оказала культура соседних государств.