Африканские народные религии включают в себя многие духовные элементы фетишизма, анимизма, тотемизма, культа предков и культа вождей.
Исповедуются около 15 % африканцев. Как правило, каждый этнос обладает уникальными религиозными представлениями.
К общим чертам большинства африканских религий относятся представление о Боге-творце (демиурге) как создателе Вселенной; отсутствие завершенных мифологических представлений; неверие в ад, рай и чистилище; поддержание идеи о потусторонней жизни. У всех религий Африки также отсутствуют материальные носители божественного закона (например, святые писания, пророки).
Одно из центральных мест во многих религиях занимают африканские маски и статуэтки. Их используют при погребении, отпугивании нечистой силы, а также во время охоты.
Народные религии африканских стран можно поделить на несколько групп по схожим чертам и признакам.
Содержание:
1. Религии, тяготеющие к христианству
2. Традиционные религии африканских народов
3. Афро-бразильские религии
Многие африканские народы исповедуют христианство и другие мировые религии.
Большая часть представителей аканской и зулусской религии идентифицируют себя как христиан — протестантов и католиков. Их верования являются синкретическими. Поэтому, помимо традиционных африканских религий, включают в себя элементы христианства. Среди аканов также встречаются мусульмане-сунниты.
В зулусской религии в доколониальный период доминировали анимистические верования и культ предков. Изначально они почитали высшего небесного духа — Ункулункулу, под влиянием которого находятся природные стихии. На тот момент развития их жизни считалось, что духи предков выступают посредниками между людьми и более важными духами (такими, как Ункулункулу).
Небольшое число представителей народа конго разделяет религию христианство. Благодаря деятельности миссионеров в XIX веке люди народа игбо обратились в христианскую религию, при этом продолжают практиковать традиционные верования.
Современные приверженцы таких смешанных религий верят в существование верховного бога, сотворившего все живое на Земле. У каждого народа свое название бога (или нескольких божеств) и представление о качествах, которыми он наделен.
Большинство современных афроамериканцев — протестанты. Со временем в их христианские идеи стали входить африканские духовные традиции. Крупнейшими протестантскими деноминациями являются баптисты, методисты и пятидесятники. Около 5 % афроамериканцев являются католиками. А из общего количества приверженцев Свидетелей Иеговы они составляют почти 22 %. Небольшую часть афроамериканской религии составляет ислам.
Фон и Эвэ являются основными этническими народами, внутри которых сформировались некоторые традиционные африканские верования. Часть представителей двух соседствующих народов обратилась в христианство и ислам. Христианство пришло к народу эвэ с колониальными купцами и миссионерами. Тем не менее, они продолжают практиковать традиционные обряды и ритуалы своих предков.
Традиционным верованием народа Эвэ стала религия овец — Вуду (Водун). Этот термин заимствован из языка народа Фон и переводится как «дух». Пантеон религии включает в себя верховного бога Маву, его сына Легба и духов-посредников. Верховный бог создал множество меньших божеств, которые служат проводниками и силами, влияющими на судьбу человека.
Эта идея отражается в теологии Маву и Лизы (Богини и Бога) религии Фон.
Некоторые общие черты с верованиями Фон и Эве имеет религия йоруба. Они заимствовали идеи из религии Вуду и других практик этих народов, но при этом считают, что все люди обладают «Аянмо» — судьбой. Предполагается, что каждый человек объединится с Олодумаре — божественным создателем и источником всей энергии. Каждый человек на Земле пытается достичь совершенство и найти свою судьбу в Оруне — духовном царстве тех, кто делает добро и пользу.
Согласно религии йоруба, Олодумаре — самое важное «состояние существования», всеобъемлющее и не имеющее пола. Он — главное действующее лицо творения.
Среди народа йоруба также сформировались верования, смешанные с элементами католицизма, вуду и других африканских синкретических религий. Они называются сантерией («святой»). Большая часть ее последователей — это те, кто зарегистрировался как католик, либо скрывает свою религиозную принадлежность. Вычислить точное количество приверженцев сантерии невозможно.
В результате распространения рабства и насильного крещения на Кубе из традиционной религии народа йорубы выделились три главных направления, которые легли в основу сантерии:
На развитие сантерии также повлиял спиритизм, в частности, спиритуализм Аллана Кардека. Важнейшими элементами сантерии являются прорицания (оракулы Оби и Ифа), обряды инициации, медиумизм и жертвоприношения.
Некоторые народы Африки сохранили древние представления о роли бога в формировании мира. Наиболее яркие и неординарные идеи представлены несколькими течениями:
1. Мифология банту — система верований и легенд о людях банту из разных народов Африки, которые верят в существование верховного бога. Согласно разным мифам, его связывают с небом, давая ему разные названия. Банту не описывают бога как Создателя всего сущего, так как считают, что Вселенная вечна и не имеет начала.
2. Бушменская мифология — архаическая система преданий, для которой характерны антропоморфизация природы и тотемические представления. Центральной фигурой большей части племен бушменов выступает Цагн (кузнечик-богомол). Он сочетает в себе множество ролей: тотемический культурный герой, демиург, прародитель, патрон племенных инициаций и мифологический трикстер. Под последним понимается божество, дух, человек или антропоморфное животное, не подчиняющееся общим правилам поведения.
Согласно мифам, явления природы, небесные светила и животные раньше были людьми «древнего народа», населявшего страну до бушменов. Нередко сотворение мира наряду с Цагном связывается с людьми «древнего народа».
3. Религия (мифология) динка — традиционное языческое верование народа динка, наряду с христианством и анимизмом. Согласно ее идеям, Высший бог Ньялич, являющийся богом неба, дождя и плодородия, сотворил мир. В его власти судьба каждого человека, растения и животного. Народ динка считает, что первых людей (Гаранг и Абук) божество в облике небесного быка Денгдита создало из жира. А Ньялич разрезал веревку, которая соединяла небо и землю.
4. Религия серер («путь Божественного») — совокупность исходных религиозных верований, практик и учений народа серер из Сенегала в Западной Африке. Традиционные религиозные обряды включают древние песнопения и стихи, почитание и подношение божествам и духам (пангул), астрономию, обряды инициации, медицину, космологию и историю серер.
Народ серер верит в верховное божество Руг (или Рог) и существование других, низших богов, богинь, а также сверхъестественных духов и джинов. Руг — это ни дьявол, ни джин, а Владыка творения. Традиция серер имеет дело с различными измерениями жизни, смерти, пространства и времени, общения с духами предков и космологией.
Примечательна суть еще одной африканской традиционной религии — бвити (буити). Она основана на приеме священного растения ибога, которое вызывает определенные видения. Употребляется кора корня ибога, считающегося психоактивным растением. Видения под воздействием ибоги, как считают адепты, являются центральным опытом в постижении сути религии бвити. Поэтому дух Ибоги — это главный компонент религии в лице пары мужчин и женщин-первопредков. Они считаются носителями фундаментальной мудрости.
Бвити распространена среди племен бабонго, митсого и народа фанг. Эта религия соединяет в себе элементы анимизма, поклонения предкам и христианства.
Афро-бразильские религии связаны со многими духовными аспектами бытия.
В основе кандомбле лежат африканский анимизм и поклонение духам Ориша, связанным со стихиями и различными родами человеческой деятельности. Кандомбле был создан в бразилии африканскими рабами. Религия основана на следующих верованиях:
Адепты кандомбле называют себя «народом святого». Культ различается в каждом региональном течении в зависимости от имен и функций божеств пантеона, музыкального языка ритуальных барабанных ритмов и сакральных языков.
Основная церемония в кандомбле — ритуальный танец под аккомпанемент национальных инструментов: атабаке и кашиши. Это круговой танец самба де рода, который, в результате многочисленного повторения, вводит танцующего в транс. Считается, что такое состояние символизирует вселение одного из божеств ориша, помогает общению с богом и очищению души.
Религия кандомбле упоминается во многих романах: «Маятник Фуко», «Жубиаба», «Капитаны песка», «Мертвое море», «Лавка чудес», «Исчезновение святой» и др.
Умбанда представляет собой бразильскую синкретическую религию, в которой объединены католицизм, спиритизм Аллана Кардека и афро-бразильские традиции. Религия сформировалась как самостоятельное направление в 1920 г.
Большинство разновидностей умбанды основано на косвенном почитании божеств Ориша. Эти духовные сущности разделены на линии и группы, управляемые определенными духами Ориша. Приверженцы умбанды выделяют семь линий, соответствующих такому же количеству Ориша (групп духов, объединенных по архетипам).
Существуют несколько видов Умбанды:
Основателем классической Умбанды принято считать Зелио де Мораэса.
Несмотря на значительную часть верующих, проповедующих мировые религии (христианство и ислам), африканские народные традиции не уступают по своей значимости. Необычные обряды инициации, существование тайных обществ, игра на традиционных музыкальных инструментах (барабанах), проведение фестивалей c танцами и ношением масок продолжают оставаться частью африканской цивилизации.