Каждое направление индуизма имеет свое представление о форме божества, способе его почитания и выражении к нему любви и уважения.
Такие крупные направления индуизма, как шактизм и смартизм, проповедуют поклонение множеству проявлений бога (как в женском, так и в мужском обличии). Другие популярные течения, такие как тантра или шраута, проповедуют эзотеризм, практику жертвоприношений и инициаций.
Настолько разносторонние и в чем-то противоречащие друг другу направления позволяют составить более комплексное представление о религии индуизм.
Содержание:
1. Основные направления в индуизме
2. Специфичные движения в индуизме
3. Неоиндуизм (реформаторские движения в индуизме)
Существует четыре основных направления в индуизме: вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм. Менее традиционными взглядами среди них отличаются шактизм, как поклонение женскому божественному началу и смартизм, как почитание любого проявления бога по своему выбору.
Шактизм («доктрина силы», «учение Богини») — направление индуизма, основанное на поклонении Шакти или Деви (индуистской Богине-матери). По мнению приверженцев шактизма, она является абсолютной и изначальной формой Бога. Важное место в практике занимает обожествление самой женщины. Сторонники шактизма в индуизме именуются шактами.
Шакти предстает во многих благостных и воинственных манифестациях. Существуют две основные традиции (сампрадаи) шактизма, которые почитают Деви в своей определенной форме.
Шри-кула (или Шривидья) поклоняется Шакти в форме богини Трипурасундари (Шри Лалиты) — изначальной Шакти Брахмана. Ее благостный образ связан с еще одной манифестацией супруги Шивы — Парвати. Шри-кула придерживается концепции о том, что существует всего одна единственная реальность, связанная с Трипурасундари («Прекрасной богиней трех городов»).
Последователи Шривидьи стремятся к выходу из круга перерождений (сансары) через достижение единства с богиней. Главный ее символ — Шри-янтра, состоящая из девяти пересекающихся треугольников в круге из лепестков лотоса. Этот символ соответствует Шри-чакре, означающей взаимное проникновение, взаимодействие и единение динамичной женской энергии (Шакти) и пассивного мужского сознания (Шива).
Кали-кула (или Калидивья) поклоняется Шакти через богиню Кали — одну из наиболее грозных манифестаций супруги Шивы. Символом кали-кулы является Кали-янтра. Кали-кула носит преимущественно характер тантры «левой руки» (вамачары), признающей употребление панчамакары (мясо, половое соитие) в эзотерических обрядах.
Смартизмом названо еще одно основное направление индуизма, которое является преобразованной древней брахманской традицией. Смартизм придерживается философской системы адвайта-веданта. Эта школа настаивает на нереальности и иллюзорности мира. Также разделяет идею о существовании единственной реальности Брахмана, в которой индивидуальная душа и Брахман едины и не отличимы.
Некоторые смартистские традиции придерживаются других философских школ Бхаскары и Шричанда.
Традиция смартизма опирается на религиозные тексты смрити. Родоначальник смартизма — Шанкара — утверждал, что любому из индуистских богов можно поклоняться в соответствии с предписаниями, данными в смрити.
Поэтому большая часть смартистов поклоняется одному из богов:
Смартисты считают, что каждый человек может свободно выбрать любую специфическую форму Бога для поклонения. Наиболее важной для них является практика дхармы, в основном осуществляемая через яджны — ритуальные жертвоприношения. Также последователи смартизма придерживаются определенного распорядка дня, состоящего из пяти ритуалов (cнана, джапа, пуджа, асана и агнихотра).
Некоторые индуистские учения отличаются своими радикальными идеями относительно восприятия бога и выражения почитания и любви к нему.
Например, консервативная ритуалистическая традиция ведийской религии в индуизме шраута практикуется в настоящее время. Она придает особое значение ритуальным практикам, которые в основном состоят из яджн. Выделяют две категории яджн: нитья-карма (проводятся ежедневно или по особым случаям) и камья-карма (совершаются с конкретной целью — вызвать дождь, приумножить поголовья крупного рогатого скота, сделать так, чтобы родился сын, и др.).
Религиозное движение, основанное на искреннем почтении и любви к Богу (бхакти) именуется баулы. Оно состоит из бенгальских музыкантов-мистиков, которые оказали значительное влияние на культуру Бенгалии. Представителей этого направления отличает специфический стиль одежды и игра на особых музыкальных инструментах.
Тантризм («основа, сущность»), как объединение многих эзотерических индийских традиций, использует особые тайные практики и инициации. Они способствуют освобождению и духовному развитию, поэтому приверженцы тантры считают их наиболее эффективными. Предполагается, что посредством этой техники человек достигает трансперсонального состояния (слияния с Ишварой — мировым началом) через максимально полное и тотальное проживание всех жизненных соблазнов.
Кроме того, тантра — это вид литературно-философского произведения, составленного в виде диалога Шивы и Шакти.
Для индуистского тантризма характерны:
Основные положения тантризма отличаются совмещением аскетических и ритуальных практик. Помимо йоги практикуется подношение пищи или благовоний божествам индуистского пантеона.
Неоиндуизм — разновидность учения, которая отличается стремлением его последователей включить в религиозно-философскую систему индуизма элементы других религий. Если говорить о неоиндуизме кратко, он опирается на неоведанту, в которую входят неоадвайта-веданта, неистические веданты (кришнаизм) и «универсальные» веданты.
Также к неоиндуизму относятся реформаторские движения, сторонники которых призывали очистить индуизм от лишних составляющих. Среди них особенно выделяются несколько течений, возникших в XIX в.:
1. Брахмо-самадж («Сообщество поклоняющихся Единому Истинному Богу») — религиозно-нравственное индийское движение. Выделилось в самостоятельное ответвление индуизма как реакция на нелепость многих браминских религиозных обрядов. Сторонники брахмо-самадж призывали придерживаться религии, свободной от любых обрядностей и суеверий.
Это движение стало началом реформирования индуизма. Оно основывается на древних традициях индуизма и брахманизма и, в то же время, пытается внедрить методы самосовершенствования личности взамен обрядности. Учение провозглашает идею равенства человека перед богом (Брахманом — универсальным абсолютом и «душой мира»), которая противоречит кастовости индийского общества.
2. Арья-самадж («Общество ариев», «Общество просвещенных») — индуистское реформаторское движение, основанное Даянандой Сарасвати. Он считал, что необходимо вернуться к «истинному ведийскму индуизму» путем очищения религии от всех влияний, проникших в него в послеведийский период. Для достижения этой цели Даянанда внедрил в Общество обряд очищения «шуддхи», после которого человек другого вероисповедания возвращался в лоно индуизма.
3. Общество Рамакришны («Движение Рамакришны», «Движение Веданты») — всемирное неоиндуистское неоведантистсткое религиозное объединение. Его цель — распространить и применить на практике учение индийского гуру, мистика и проповедника Рамакришны. В состав Общества входят Миссия Рамакришны и монашеский Орден Рамакришны. Его участники — монахи нового типа, которые оказывают помощь пострадавшим от стихийных бедствий и предоставляют медицинское обеспечение нуждающимся. Общество Рамакришны пользуется особым уважением среди многих индийских религиозных организаций.
В Индонезии практикуется особая разновидность индуизма — агама-хинду-дхарма (Балийский индуизм). Он представляет собой особую форму поклонения, состоящую из местного анимизма, почитания предков (питпи-пакши) и буддийских святых (бодхисаттва). Большая часть проповедующих индонезийский индуизм проживает на острове Бали. Также его приверженцев можно встретить на Суматре, Яве, Ломбоке и Калимантане.
Индуизм — удивительная разносторонняя религия, которая объединяет множество ярких, своеобразных и духовно богатых движений. Каждое из них учит искреннему общению с богом, самопознанию, самосовершенствованию и состраданию к ближнему.