Японские религии представлены двумя основными направлениями: буддизм и синтоизм.
Большинство верующих в Японии считают себя приверженцами обеих конфессий одновременно (религиозный синкретизм).
Буддисты и синтоисты составляют 84-96 % населения. Это число сформировано, исходя из количества японцев, ассоциированных с тем или иным храмом. Большая часть из них — это верующие в синкретизме обеих религий.
Традиционной японской религией является синтоизм, основанный на обожествлении явлений природы. Также в Японии проповедуется христианство (всего 2,04 % населения), в рамках которого действует наиболее крупное объединение — Католический центральный совет. Среди японцев встречаются приверженцы Свидетелей Иеговы, пятидесятников, а также прихожане Объединенной церкви Христа в Японии.
На национальные японские религии повлияли даосизм, конфуцианство и буддизм, что привело к образованию смешанных религиозных течений. В частности, это сюгэндо, тэнрикё и рюкюская религия.
Содержание:
Сюгэндо (в переводе с японского — «Путь тренировок и испытаний») — учение, основанное на синкретизме, которое включает в себя древние японские практики поклонения горам (каннаби синко), а также элементы шаманизма, анимизма, аскетизма, оммёдо (традиционного японского оккультного учения), мистического даосизма и тантрические буддийские заклинания.
Последователи учения именуются:
Основатель сюгэндо — полумифический японский святой Эн-но Гёдзя, также известный как Эн-но Одзуну и Эн-но Убасоку. Наиболее значимый для последователей учения религиозный текст — «Сутра Бесконечной жизни трех тел Будды», зачитываемый ежедневно во время литургии в одной из ветвей сюгэндо (тодзан-ха). Иногда вместо нее зачитывается «Сутра сердца».
Приверженцы сюгэндо считают, что просветления можно добиться через воспитание физической стойкости. В рамках учения практикуется:
Для сюгэндзя горы — это священное пространство, поэтому перед их посещением совершаются процедуры нюдзан («вхождение на гору») или сампай тодзан («посещение священной горы»).
Центры практики и паломничества расположены на горе Оминэ в храме Оминэсан-дзи, а также горах Хакусан, Дэва Сандзан, Такао. В доказательство паломничества сюгэндзя устанавливают дорожные столбики из камня или дерева (хидэ) вдоль горных путей.
Еще в средние века, на этапе формирования религии сюгэндо, внутри нее образовалось два течения: хондзан-ха (тэндай) и тодзан-ха (сингон).
Главный центр хондзан-ха до периода Эдо находился в храме Сёго-ин. В настоящее время этот храм является центром независимого течения сюгэндо хондзан сюгэн-сю. В хондзан-ха основателем сюгэндо считают Эн-но Гёдзя, а его восстановителем — монаха Дзоё.
У школы насчитывается порядка тридцати трех мест паломничества, по количеству ипостасей бодхисаттвы Каннон — ключевого героя Лотосовой сутры. Неподалеку от этих мест находятся горы Кацураги, которые имеют двадцать восемь мест паломничества, по числу совпадающих с главами сутры Лотоса. Область гор Ёсино и Оминэ считается одним из святейших мест секты.
Основные центры тодзан-ха расположены в храмах Кофуку-дзи в Наре и Дайго-дзи в Киото. Став независимым, Дайго-дзи стал главным храмом секты сингон-сю дайго-ха.
В отличие от сторонников хондзан-ха, последователи тодзан-ха почитают монаха Сёбо в качестве восстановителя сюгэндо. Он также считается основателем их центрального храма. Сторонники течения образовали тридцать шесть святых мест для паломничество в районе гор Ёсино, Оминэ и Кимпу.
Тэнрикё (в переводе с японского — «учение Тэнри») — монотеистическое новое религиозное течение, возникшее в XIX в. под руководством японской крестьянки-целительницы Мики Накаямы. Учение основано на синтоистских и буддийских верованиях, признано правительством Японии в 1908 г.
Тэнрикё было основано 12 декабря 1838 г. провинциальной крестьянкой Мики Накаямой, из Ямато. Как гласит легенда, на нее снизошло откровение бога-отца Тэнри О-но-микото, который приказал ей основать новую религию. В 1908 г. статус тэнрикё в качестве самостоятельной религиозной общины был юридически оформлен.
В основе учения — идея о реализации на Земле мирной и счастливой жизни через взаимопомощь, служение и молитвы божеству Тэнри О-но-микото, помогающему спасти мир. Последователи тэнрикё не оспаривают существование других японских Богов и Будды. Тэнри О-но-микото они почитают как бога-отца (оягами), а основательницу течения Мики Накаяма — как госпожу родившую (оясама).
Штаб тэнрикё расположен в городе Тэнри префектуры Нара в Японии. Число приверженцев достигает двух миллионов человек, полтора миллиона из которых проживают в Японии.
Японо-рюкюкской религией названа система убеждений коренного населения островов Рюкю в Японии, характеризующаяся как язычество с культом предков. Приверженцы религии Рюкю ценят уважительное отношение к живым и мертвым, а также богам и духам природы. На религиозные практики рюкюсцев повлияли китайские религии (даосизм, конфуцианство, народные поверья), буддизм, синтоизм и, отчасти, христианство.
В храмах или священных местах, именуемых утаки («священная гора»), прихожане поклоняются предкам и богам. В качестве утаки рюкюсцы посещают рощи, леса, столбы, горные вершины.
Япония — страна, обладающая уникальной окружающей средой и культурной историей. В горах, где произрастает множество деревьев и растений, последователи разных религий японской цивилизации соприкасаются с божествами посредством сил природы. Каждый житель Страны восходящего солнца вправе следовать любому учению, без необходимости исповедовать национальную японскую религию.