Вишнуизм (вайшнавизм) – основное направление индуизма, которое проповедует поклонение Вишну, а также его воплощениям (аватарам) Кришне и Радхе.
Слово “вишнуизм” происходит от санскритского имени Бога Вишну, означает “всеобъемлющий”. Последователи этой веры считают его космосом, источником всего мироздания.
Это религиозная традиция базируется на священных писаниях “Бхагавата-пурана”, “Вишну-пурана”, “Бхагавадгита”.
Вишнуизм отличают от индуизма следующие особенности:
– Не враждебность по отношению к остальным религиям. Вишнуизм преподносит себя как всеобщий вечный закон (санатана-дхарма). Последователи не видят в других вероисповеданиях конкурентов, а считают, что они имеют похожее описание тех же убеждений о Боге.
– Бог для вишнуитов – Высшая реальность (Брахман), которая может быть и обезличенной и персонифицированной в человеческом облике или образе животного.
– Вишнуиты верят, что человеческие души бессмертны. Они часть Бога, которые в конечном счете стремятся обрести его, слиться с Высшей реальностью (Брахманом) в форме Вишну (Кришны). Души стремятся освободиться от привязанностей в материальном мире, возникших в силу иллюзий (майи). Высшая цель жизни – прервать череду бесконечных циклов рождения и смерти неосвобожденной души. Осознав свою духовную природу, она получит освобождение (мокша).
«Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда больше не возвращаются в этот бренный, полный страданий мир, ибо они обрели высшее совершенство». [Бхагавад-гита 8.15]
– Путь спасения души возможен через бхакти-йогу, содержание которой раскрывается в священных писаниях.
– Для освобождения души нужно выполнять определенные действия (джняна-йога, карма-йога). От культивирования любви к Вишну (бхакти), принятия в нем прибежища (шаранагати) и преданию себя его милости (прапатти) зависит спасение души.
Верховная личность – Вишну – защитник и хранитель жизни, прекрасный юноша с четырьмя руками с кожей темно-синего цвета в желтой одежде и в многочисленных украшениях. Пока Брахма создает новый мир, Вишну спит на змее с тысячью головами в водах причинного океана. А затем, вместе с супругой Лакшми и своими аватарами, он поселится в своей вечной обители на Вайкунтхе. Эти описания рождают в сознании великолепные картины. Когда на земле царит хаос и беззаконие, Вишну спускается для восстановления справедливости. Он принимает одно из своих четырех главных воплощений: черепаха (Курма), рыба (Матсья), вепрь (Вараха), человек-лев (Нарасимха). Считается, что Кришна, Рама, Будда и Калки также являются его аватарами.
Гаудия-вайшнавизм или бенгальский вайшнавизм – один из самых распространенных направлений вишнуизма, который базируется на учении святого Шри Чайтаньи Махапрабху. Его приход на землю был предсказан. Кришна и Радха – верховные личности Бога. Последователи этой веры считают, что основатель гаудия-вайшнавизма святой Чайтанья был их совместным воплощением на земле.
Согласно этой религиозной традиции, жизнь человека делится на четыре временных отрезка. Первый этап начинается в возрасте 5 и заканчивается в возрасте 25 лет и называется ученичеством и послушанием. Ученики много времени посвящают изучению религиозной литературы, различных ритуалов, учатся читать на санскрите. В процессе они развивают в себе такие качества личности как смиренность, покорность, аскетичность, целеустремленность и целомудренность. Итогом первого этапа является духовное посвящение – дикша.
Затем, достигнув определенного возраста, ученик вступает в брак. Начинается второй этап – домохозяина, мужа и отца (грихастха).
Такой путь выбирают не все. Некоторые ученики соблюдают целомудрие и посвящают себя служению Богу. Они становятся теми, кого называют брахмачарья.
Главная цель человека в бенгальском вайшнавизме – достижение отреченности к концу жизни (санньяса). Это условие, которое помогает освободиться от всего материального и воссоединиться с Богом. Поэтому между этапом семейной жизни и отречением есть промежуточный подготовительный этап – ванапрастха, когда муж и жена уже вырастили детей и начинают всё больше времени уделять духовной стороне жизни, постепенно погружаясь с нее полностью. Считается, что к концу жизни мужчина выполнил свой долг как муж и отец. Поэтому он покидает жену, оставляя ее на попечение старшего сына и начинает свою жизнь в отречении (санньяса).
Гаудия-вайшнавизм призывает относиться ко всем с уважением. Старших почитают, младшим покровительствуют. Кришнаиты часто кланяются друг другу, демонстрируя уважение, прощение, радость встречи. Мужчина относится к женщине с таким же почтением, как к матери.
Кришнаиты отводят особенную роль наставнику, истинному гуру. Он проводит своих учеников через тернии материального мира в мир духовный. Гуру бывают двух видов: инициирующий и наставляющий. Ученик выбирает его среди старших кришнаитов. Затем испытывает его, задавая вопросы. А после получает от него дикшу – духовное посвящение.
Кришнаиты верят, что тело – это храм Бога. Поэтому нужно обязательно заботиться о нем. Исключить из питания мясо, рыбу, яйца, чеснок, лук, грибы. Во время приготовления еды ее нельзя пробовать. А готовые блюда сначала нужно предложить мурти, статуе или изображению Бога.
Кришнаиты соблюдают пост экадаши. Это одиннадцатый день после новолуния и полнолуния, когда последователи не едят зерно и бобовые.
Благодаря своим миролюбивым принципам, это религия нашла много откликов в сердцах людей.
В ХХ веке гаудия-вайшнавизм распространился далеко за пределы Индии и стал известным на Западе. Там его узнали как Международное общество сознания Кришны или ИСККОН. Сейчас он широко распространен по всему миру, в том числе и в России. Здесь он был официально зарегистрирован в 1988г.
Его последователи носят красивые индийские имена с титулом “Дас” (слуга Бога), женщины носят сари, рисуют на лбу отличительный знак – тилаку, две вертикальные линии, соединенные внизу в форме буквы U. В гаудия-вайшнавизме тилака делается из глины священного места Вриндаван. Последователи вайшнавской традиции любят пышные религиозные фестивали, празднества, богослужения, пение мантр. Они проводят концерты, ставят спектакли по сюжетам священных писаний.
Вайшнавы очень дружелюбны ко всем, независимо от вероисповедания. Они с радостью пригласят любого в свой храм, предложат отведать священной пищи (прасад), закружат в танце и ничего не попросят взамен.
В гаудия-вайшнавизме верят, что неважно кто ты по национальности и происхождению, ты частица Бога, он живет в тебе. Абсолютно все люди равны перед ним. Жизнь с Богом в сердце – вот к чему должен стремиться человек.