Древние восточные церкви — группа старейших церквей восточного христианства, которые признают постановления первых двух или трех Вселенских соборов и исповедуют их духовные принципы.
Все церкви того периода делятся на две группы: доэфесские церкви (признают исповедание первых двух Вселенских соборов — Первого Никейского и Первого Константинопольского 381 г.) и древневосточные православные церкви (почитают первые три Вселенских собора, включая Эфесский, и не признают четвертый — Халкидонский).
В зависимости от цивилизации, особенностей ее традиций и истории развития, древние восточные церкви имеют свои характеристики и делятся на несколько видов.
Коптская православная церковь Александрии — христианская церковь Египта, которая относится к группе Древневосточных (нехалкидонских церквей). Как и большинство Древневосточных церквей, признает решения первых трех Вселенских соборов и придерживается миафизитской христологии — доктрины, утверждающей единство природы Богочеловека Иисуса Христа. Коптская церковь не входит в группу поместных православных церквей византийской (халкидонской) традиции.
По преданию, церковь была основана апостолом Марком в середине I в. в Александрии. Позднее (VI в.), оформилась в самобытную автокефальную церковь из-за разделения единой церкви в Африке на две кафедры — халкидонитскую (диофизитскую) и нехалкидонскую (миафизитскую). В результате гонений, сменившихся относительной веротерпимостью в период VII-XII в., центр Коптской церкви переместился из Александрии в Каир.
Высший орган управления — Священный Синод во главе с Патриархом, имеющем резиденцию в Каире. С 18 ноября 2012 г. пост патриарха занимает Федор II. Число верующих, относящихся к Коптский православной церкви, составляет около 18-22 миллионов. Количество общин — 400, большая часть из которых находится в Египте.
Прихожанами церкви используется коптский обряд, в рамках которого служатся три литургии:
Службы проводятся на арабском и коптском языках, а во время литургии используется осмогласие (система гласов, служившая для певческого оформления богослужения).
Коптская церковь отличается от православной и в богословии, и в литургических традициях. Однако Коптская и Русская православная церковь, в лице их патриархов, поддерживают дружеские отношения. Как заявил патриарх Кирилл, они «находились и находятся в состоянии богословского диалога».
Эфиопская (Абиссинская) православная церковь также относится к группе Древневосточных (дохалкидонских) церквей. Применяет эфиопский обряд. Обладает особой, не имеющей аналогов в других церковных традициях, иерархической структурой духовенства.
Сторонники Эфиопской православной церкви следуют некоторым заповедям Ветхого Завета (например, соблюдают закон о пище, практикуют обрезание младенцев мужского пола).
Христианство в Эфиопию пришло в I в. от апостола Филиппа. С самого начала своего существования Эфиопская церковь являлась одной из епархий Александрийского Коптского Патриарха. Он наделил египетского епископа титулом абуна в Эфиопии. Сначала Александрийский Патриарх не желал предоставлять автономию для Эфиопской церкви, что продолжалось на протяжении пятнадцати столетий.
Только в 1951 г. впервые церковь возглавил абуна — эфиоп, а в 1959 г. Эфиопская православная церковь Эфиопии стала полностью независимой (автокефальной) от Коптской. Ее глава был наделен саном Патриарха.
В 2007 г. в Каире Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно объявили о единстве веры, верности общему свидетельству и готовности углублять и расширять сотрудничество. Несмотря на дружбу, Коптская церковь поддержала полную автономию Эритрейской церкви, что привело к расколу Эфиопской церкви.
Эфиопская православная церковь и РПЦ поддерживают тесные связи много столетий.
Эритрейская православная церковь, относящаяся к миафизитским древневосточным православным церквям, ранее была частью Эфиопской православной церкви. После обретения независимости Эритреей в 1993 г. церковь была признана автокефальной Эфиопским Патриархом (1998 г.).
Из-за неучастия Эфиопской церкви в вопросе предоставления автономии эритрейской епархии Коптской православной церковью, в отношениях между Эфиопской и Эритрейской церквями наблюдается некоторая напряженность. Тем не менее, они сохраняют полную духовную общность друг с другом.
Первым патриархом церкви был Абуна Филипп, скончавшийся в 2002 г. На его место пришел Абуна Якоб, который исполнял полномочия патриарха недолго. Вскоре (март 2004 г.) его сменил Абуна Антоний — первый Патриарх Эритрейской церкви, который, в отличие от предыдущих, ранее не служил епископом в Эфиопской православной церкви.
Несмотря на всю торжественность церемонии передачи полномочий, реальное обладание властью Абуна Антоний утратил уже в августе 2005 г. Тогда управление церковными делами перешло к Йофтахе Диметросу — мирянину, назначенному государством.
По имеющейся информации, Патриарх был наказан за сопротивление вмешательству государства в церковные дела. Правительство решило заменить Патриарха и просило об этом Патриарха Александрийского Шенуду. Когда последний отказался сместить Патриарха Эритрейского, правительство временно наделило его церемониальными полномочиями, передав фактическую власть Й. Диметросу.
В результате споров по поводу легитимности отставки и попыток вернуть церковную власть, Абуна Антоний был низложен Священным Синодом Эритреи, как считают, под давлением правительства. 27 мая 2007 г., Абуна Диоскор был назначен четвертым Патриархом Эритреи. В 2008 г. Антоний находился под домашним арестом.
Сиро-яковитская (Сирийская) православная церковь также входит в число «нехалкидонских церквей». Сирийская церковь отличается своей богословской традицией от православной традиции византийской Церкви, которая строит свое учение на решениях Халкидонского и последующих трех соборов. Яковитской является и Православная Сирийская Церковь Южной Индии.
Официальное название — Сирийская православная церковь. Полное наименование — Сирийский православный патриархат Антиохии и всего востока. Ее приверженцев обычно называют яковитами.
Период расцвета Сирийской православной церкви пришелся на XII в., когда границы ее патриархата достигли Средней Азии и распространились на 20 метрополий и более 100 епархий. Но в 1391-1404 гг. церковь жестоко преследовала армия тюрко-монгольского завоевателя Тамерлана, что привело к сокращению численности сирийских христиан. В XVI в. патриархат состоял из 20 епархий.
После первой мировой войны в Турции христиане также подверглись жестокой резне, в результате чего население бежало в сирийские города. Современные последователи Сирийской православной церкви населяют многие страны мира:
Четыре епархии современной Сирийской церкви находятся в Сирии, по две — в Турции и Ираке, по одной — в Ливане, Израиле и США. Самые большие общины Сирии насчитывают около 680 тысяч верующих, а Индии — более миллиона.
Сирийская православная церковь исповедует формулу святого Кирилла о единой природе Бога Слова воплощенного. Используется крещение «триединым» обливанием, особая форма крестного знамения. Проводится литургия святого Иакова Иерусалимского, которая совершается на арабском и старосирийском языках. Распространено монашество, а монахи-отшельники особенно почитаемы.
В настоящее время церковь насчитывает около 2 250 000 членов по всему миру (Индия, Турция, Сирия, Ирак, Израиль, Ливан, США, Германия, Нидерланды, Северная и Южная Америка, Австралия).
В конце марта 2014 г. новым предстоятелем Церкви был избран Игнатий Эфрем Второй (Керим).
Согласно преданию, Маланкарская православная церковь основана в 52 году апостолом Фомой. Предстоятель церкви именуется митрополитом Маланкарским, резиденция которого находится в Коттаяме (штат Керала).
Название церкви произошло от слова Малианкара — географическое название места на юго-западе побережья Индостана, где на индийскую землю впервые ступил апостол Фома.
Традиционно богослужение совершалось на сирийском языке, который позднее в некоторых общинах был вытеснен языком малаялам.
Во время литургии служители облачаются в черные шапочки, имеющие цилиндрическую форму, которыми они покрывают головы также вне богослужения. Монахи всегда носят капюшоны из черной ткани с орнаментами в виде небольших крестов. Епископы и священники, наделенные высоким рангом, во время богослужений покрывают голову капюшоном из той же ткани, что и верхние облачения.
В рамках церкви совершается сиро-маланкарский обряд, принадлежащий к западно-сирийской обрядовой группе. Божественная литургия совершается с использованием большого квасного хлеба. Причастие заключается в погружении частицы Тела Христова в Кровь Христову, при этом верные сидят на полу в традиционной для индийцев позе.
Между Маланкарской православной сирийской церковью и Римско-католической церковью наблюдаются дружеские отношения, несмотря на неоднократные попытки воссоединения.
В общении с Русской православной церковью также прослеживается их взаимовыгодное сотрудничество. Несколько храмов РПЦ располагаются в помещениях Маланкарской церкви. В 2019 г. патриархи обеих церквей договорились об учреждении рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской православной и Маланкарской церковью. Обмен опытом также наблюдается и в сфере богословского образования, перевода и издания духовной литературы.
Древневосточные церкви вызывают немалый интерес со стороны других конфессий из-за уникальных богословских традиций, формировавшихся под влиянием противоречий с Четвертым Вселенским собором. Формула его христологического догмата до сих пор является главным препятствием к союзу церквей.