Квакеры (от англ. Quakers, «трепещущие») или, как они сами себя называют, Религиозное общество Друзей.
Это протестантское христианское движение, появившееся во время Английской революции (1640-1660 гг.) на территории Англии и Уэльса. Данные о точной дате появления квакеров разнятся. Обычно называют 1652 год, но иногда 1648 год – время первой проповеди Джорджа Фокса (английский ремесленник, религиозный диссидент, мистик, основатель Религиозного общества Друзей).
Квакеры – это союз самостоятельных, отличающихся верой и практикой религиозных сообществ от евангелистов и либеральных протестантов до последователей универсализма и нетеизма.
Религиозное общество Друзей насчитывает примерно 377 тысяч последователей (данные 2012 года). Большинство живут в Африке (Кения), Северной Америке (США), Великобритании, Гватемале и Боливии. Разные группы квакеров проводят свои службы разными способами. Это могут быть проповеди, чтения, песнопения, а могут быть молчаливые молитвы, проводящиеся без программ и пасторов.
Вначале движение называлось «Христианское общество друзей внутреннего света». В 1660-х название изменилось на quakers (квэйкерс) – «трепещущие». Термин «квакеры», который использовали оппоненты движения, сначала считался оскорблением. По одной из версий это название появилось, когда создатель направления Джордж Фокс во время судебного заседания потребовал у судьи «трепетать перед именем Бога». Судья в ответ назвал Фокса «трепетуном» (англ. quaker). По другой версии квакеры называются так потому, что они испытывали духовный трепет от чувства постоянного божественного присутствия.
На формирование философии квакеров повлияли разные богословские и общественные европейские течения XVI-XVII веков. Они делятся по географическому признаку на:
Считается, что первую общину квакеров создал сын ткача Джордж Фокс. Он оставил дом в возрасте восемнадцати лет и стал торговать шерстью. В 1646 или 1647 году он провозгласил, что нашел опору во «внутреннем свете живого Христа» и начал свои проповеди учения о «внутреннем свете». Фокс считал, что истина сокрыта не в Священном Писании или Символе Веры, а в обращении Бога к человеческой душе. Он признавал принцип всеобщего священства, отрицал видимые таинства, походы в церковь и платное священство. В 1652–1653 годах сторонники Фокса объединились в сообщество «Друзья Бога», «Друзья Истины», «Дети Света».
Согласно российскому историку Павловой Т.А., историю квакеров можно разделить на три этапа:
Во время первого этапа квакеры вели активную миссионерскую деятельность, но без четкой организации. Была создана группа миссионеров-путешественников, которых называли «Первые глашатаи Истины» или «Отважные шестьдесят». Это были первые сторонники Фокса. Они проповедовали в Ирландии, Британии, Европе, Турции и североамериканских колониях. Результатом их работы стало распространение учения в Шотландии, Уэльсе и Ирландии.
В своих трудах Друзья остро критиковали католическую, пуританскую в лице пресвитериан и англиканскую религии. Квакеров преследовали за антицерковные высказывания, отказ платить налоги в пользу церкви, отказ от клятв и присяги. В 1659 году в колониях Северной Америки были казнены У. Робинсон и М. Стефенсон, а в 1660 году в Бостоне – Мэри Дайер. Джордж Фокс был в тюрьме восемь раз.
Между историками есть разные мнения о социальном статусе ранних последователей Фокса. Одни думают, что они были мелкой и средней сельской и городской буржуазии и мелкопоместного дворянства – джентри, другие считают, что первые квакеры – это ремесленники, крестьяне, торговцы и наемные рабочие.
Во времена второго и третьего этапов, как пишет историк Павлова, происходило «обуржуазивание, организационное оформление; разрабатывалась теологическая доктрина».
В 1660 году по завершении реставрации монархии преследования квакеров не прекратились. Потому что последователи разных радикальных религиозных направлений вступали в «Общество Друзей», в котором власти видели объединение сектантов и конспираторов опасных сначала для правительства Оливера Кромвеля, а потом для Стюартов. Некоторые историки считают, что «Акт о единообразии» был восстановлен в 1662 году именно для борьбы с квакерами. Также властями были приняты и другие акты, которые существенно усложняли распространение и укрепления движения. Например, принятый в 1662 году «Акт о квакерах», согласно которому преступниками становились те, кто не хотел клясться в верности. Еще этот Акт наложил запрет на богослужения, которые проводились за пределами государственной церкви.
В 1660 году квакеры представили Карлу II «Декларацию мира», в которой они объясняли на чем базируются их убеждения. Невзирая на схожесть с радикальными направлениями, квакеры отделяли себя от протестантских сект из-за их нигилистической философии, от «людей пятого царства» и от революционных движений левеллеров и диггеров. По мнению историков с 1660 года квакерство стало «мирным».
Близкими соратниками Фокса стали Роберт Баркли и Уильям Пенн. В 1681 году в качестве уплаты долга Карл II отдал Пенну землю в колониях Северной Америки, которая получает название Пенсильвания. На ее территории действовала конституция, которая предоставляла больше гражданских и религиозных свобод. Именно это привлекало в поселение разных людей.
В 1681 году Пенн и местные индейцы подписали договор о дружбе. Это было началом «священного эксперимента», длящегося до середины XVIII столетия. После этого квакеры лишились своей власти в этой провинции. Сам же Фокс проповедовал в Голландии, Ирландии и Северной Америке. Там он создавал новые группы движения.
С течением времени квакеры остыли в своих революционных порывах и отгородились от внешнего мира до начала XIX века.
В XVIII столетии среди квакеров Северной Америки появился деятель Джон Вулман, который стал известен благодаря своей борьбе против рабства. В истории квакерской литературы его «Дневник» и по сей день считается выдающимся трудом.
В XIX столетии среди квакеров Америки произошло несколько расколов. В 1827 году появилось более либеральное ответвление. Его возглавил Элиас Хикс (путешествующий квакерский проповедник из Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк).
В 1845 и 1854 годах традиционное движение разделилось на консервативное и евангелистическое. С 1875 по 1900 год евангелистические службы стали пасторскими.
В 1900 году собрания либеральных квакеров в Северной Америке объединились во Всеобщую конференцию Друзей. Центр находился в Филадельфии, штат Пенсильвания.
В 1902 году евангельские собрания создали Пятилетнее Собрание, которое в 1966 году разделилось на Объединенное собрание Друзей, центром был Ричмонд и Альянс евангельских Друзей, сейчас это Международная евангелистическая церковь Друзей.
Основой философии является учение о внутреннем откровении Святого Духа, значение его выше Священного Писания. Человек может воспринимать Святой Дух благодаря тому, что в каждом есть частичка божественной природы – «Внутренний свет», которая не является человеческой природой.
Квакеры верят, что в человеке живет некая субстанция, в следовании ее воле заключается истинная жизнь и через нее становится возможным общение с Богом.
Четыре главных принципа квакеров:
Квакеры отвергают святое причастие и таинство крещения.
Знакомство Петра I с квакерами произошло в 1697 году. Они пытались объяснить ему, как необходимы школы простым людям.
Квакер Даниэль Уилер осушал болотистую местность близ Санкт-Петербурга по просьбе Александра I.
Три квакера из Англии с миссией по предотвращению Крымской войны встречались с Николаем I.
В начале XX столетия квакеры из Великобритании и США помогали пострадавшим от Первой мировой войны, голодающим в Поволжье и другим нуждающимся.
Во время Сталина квакерский офис в Москве, существовавший в 1921-1931 годах, закрыли последним среди других иностранных религиозных офисов.
В 1995 году месячное собрание квакеров Москвы приобрело официальный статус.
Некоторые квакеры живут в Санкт-Петербурге, Казани и Барнауле.
Либеральные квакеры существуют на территории Эстонии, Латвии и Грузии.
Квакеры выступали против рабства, дружили с индейцами, считали женщин и мужчин равноправными, придерживались пацифистских взглядов. Все эти принципы опережали то время, в котором зародилось Религиозное общество Друзей.