Раввинистский иудаизм — это основная форма иудаизма, возникшая при завершении кодификации Вавилонского Талмуда в VI веке.
Его еще называют раввинизмом и талмудическим иудаизмом. Учение формировалось в тот период, когда многие из древних религиозных обрядов (в том числе и жертвоприношение) стали для евреев невозможны.
Раввинизм имеет ряд серьезных различий при сравнении с другими еврейскими конфессиями — например, с самаританством и караимским иудаизмом.
Содержание:
Как считают религиоведы, именно талмудический период иудаизма положил начало основным течениям иудаизма, которые существуют сейчас. Различий между ними много, но все эти вероучения строятся именно на раввинистических традициях.
Последователей этого направления называют раввинистами (также — раббанистами, раббанитами).
В основе талмудического иудаизма — отход от прежней веры в Моисея, как в высшего «нашего раввина». Его личность стали рассматривать с другой стороны — это человек, который мастерски обращался с Законами божьими. Раввины теперь сосредоточились на деятельности религиозных общин и школ, понимая, что ключ к возрождению иудаизма именно в интеллектуальном стремлении познать истинный смысл священных писаний.
Несмотря на отход от прежних верований, в раввинизме не игнорируются святые. Они занимали значительное место в еврейской жизни в первые века существования раввинистского иудаизма и отображались в священных текстах. Но и здесь они в значительной степени представали перед верующими как люди, умеющие правильно трактовать Торы. Раввины подчеркивали: несмотря на то, что есть святые, только раввинистический метод — предпочтительный путь для нации в целом.
Также раввинисты признают тот факт, что наряду с Синайским откровением и Пятикнижьем, Бог открыл людям Устную Тору. Ее принципы передавались из поколения в поколение, пока на основе этих знаний не была создана Мишна и многочисленные сборники барайты.
Начало талмудического периода в иудаизме положено в период разрушение главного Храма и последующих потрясений. Эта теория подробно описана в Послании Шериры Гаон. Последователи иудаизма столкнулись с новой реальностью — старая система устных вероучений не могла быть сохранена. Так постепенно начала формироваться Устная Тора. Раввинам было очевидно — эпоха пророчеств, а значит и прямых откровений от Бога, закончилась. Теперь все знания нужно получать путем трактования письменной и устной Торы.
Идеи раввинистского иудаизма основаны на том, что письменные заповеди невозможно правильно понять без обращения к Устному Закону. Все вероучения здесь — это повествование, описывающее Бога, который передает свои знания и религиозные законы еврейскому народу через Моисея. И любые директивы в письменной Торе, положительные и отрицательные, неспецифичны и обязательно требуют наличия либо Устной Торы, либо другого метода для их понимания.
Важность «уточнений» из Мишны, которая включает в себя все положения Устного Закона, можно отследить по многим законам Письменной Торы. Например, табу на любую «созидательную работу» (мелаха) по субботам. В Письменной Торе нет объяснения, как именно трактовать понятие «созидательная работа», а вот в Устном Законе находится практическое его применение. То же самое и с заповедью «не кради». В Устной Торе объясняется, что такое кража и какая ответственность за это ждёт.
Устные Законы иногда называют «забором вокруг Торы». Здесь обозначаются правила, которые предназначены для предотвращения нарушений законов главных иудейских постулатов.
Раввинизм исторически всегда противопоставляется караимизму, зародившемуся в VIII веке. Основное отличие иудаизма от караимизма заключается в том, что караимский иудаизм не признает Устную Тору как божественный авторитет. Здесь не используются особые принципы для трактовки священных текстов.
Учение караимизма основано на том, что Моисеевы законы каждый верующий может интерпретировать самостоятельно, исходя из своих знаний и жизненного опыта. Караимы называют себя сторонниками истинного учения Библии. По их мнению, в Талмуде и Устном Законе, на которые ориентируются раввинисты, сильно искажен библейский иудаизм. Верования самих караимов основано на Танахе (Ветхом Завете). Однако религиоведы говорят, что некоторые божьи законы в Танахе схожи с положениями Талмуда.
Некоторые последователи раввинизма называют караимов саддукеями, которые в своих вероучениях придерживаются только законов, прописанных в Торах Моисея, но при этом не признают воскрешение мертвых и расплату в потустороннем мире. Но самими караимами это мнение отрицается.
Раввинизм, по сравнению с другими еврейскими конфессиями, имеет свои особенности и противопоставляется караимизму. Основная черта, которая отличает эту веру — признание Устной Торы как главного пояснения Толмуда.