Харедим – условное название ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и их членов в Израиле и за его пределами.
Само слово «харедим» обозначает «трепещущие» перед Богом. Община харедим живет по еврейским обычаям, сформированным в ХХ веке и традиционным для иудаизма канонам. Члены общины стремятся жить по заповедям, следуют правилам и обычаям. Они изучают Тору на протяжении всей жизни.
Ультрарелигиозные партии, выступающие за соблюдение законов Торы на уровне государства, представляют политические интересы харедим в израильском парламенте и органах местной власти. Обычно депутаты парламента из харедим не занимают посты министров, но могут быть замминистрами.
В Израиле примерно 1 млн. человек (19% евреев Израиля в возрасте от 20 лет и старше) – харедим.
Харедим делятся на группы, исходя из разных критериев. Например, по обычаям и происхождению выделяют две группы:
В иудаизме также существуют разные направления харедим:
Хасиды.
Еврейское религиозное движение, которое основал Баал Шем-Тов в середине ХVIII века. Для хасидов важную роль в религии играют не знания, а чувства и эмоции. У них много общин (дворов), которые возглавляет ребе – духовный наставник. Хасиды отличаются от остальных своим одеяниями и традициями.
Литовское направление.
Консервативное сообщество в традиционном иудаизме, сформированное в Восточной Европе в XVIII веке. Они придерживаются противоположных хасидам взглядов, делая упор в изучении Торы на рационализм, а не на эмоциональный аспект. Литовское направление еще называют «миснагдим», что означает «противники», то есть прямые оппоненты хасидов. Самыми влиятельными раввинами этого направления являлись Виленский Гаон, Хазон-Иш, Хафец-Хаим.
Сефарды-харедим.
Это направление харедим Израиля, включает также ортодоксов-сефардов. Численность около 300 тыс. человек.
ХАРДАЛ, хардальники (сокращение от «национальные харедим»).
Консервативные последователи религиозного сионизма, по образу жизни близкие к ультраортодоксальным харедим.
Все эти направления разделены условно, четких границ между последователями нет.
Военная служба
Со времен образования государства юноши-харедим, которые учились в ешиве (высших религиозных учебных заведениях), не призывались на службу в армию. Вначале таких призывников было несколько сотен человек, но с течением времени их стало больше. В июле 2002 года был подписан Закон Таля, согласно которому те юноши, которые учились в ешиве, получали отсрочку от службы до 22 лет. Далее, если учеба продолжалась, то отсрочка продлевалась. А тем, кто нигде не учился, можно было выбрать между 16-ти месячной военной службой или годовой альтернативной службой. Во время обучения нельзя было работать.
Этот закон был временным и был продлен на 5 лет. В феврале 2012 года Верховный суд признал его неконституционным, а в августе закончился срок его действия. В настоящее время, по действующему законодательству получивший повестку харедим должен обязательно прибыть на призывной пункт, иначе его могут арестовать. Обычно, согласно распоряжению министра обороны, призыв откладывается как лишенный целесообразности.
В 2002 году в составе Бригады Кфир был создан 97-й батальон «Нецах Йехуда» (неофициально «Нахаль Хареди») для харедим, которые хотят служить в армии и, в то же время, строго соблюдать традиции. Например, на их военных базах не служат девушки, в режим дня включено изучение Талмуда, кошерность продуктов контролируется, как в общине харедим. Во время службы юноши получают и гражданскую специальность. Однако, большая часть харедим батальона – отчисленные или бросившие учебу в ешиве еще до призыва, либо юноши, которые не являются по своему происхождению харедим, но желающие проходить службу совместно с ними. Большое количество служащих из семей сионистов отдают предпочтение службе по программе хесдер. В рамках этой программы все 5 лет учеба в ешиве совмещается с военной службой. Армия занимает от 16 до 24 месяцев.
Система образования
Учебные заведения – это автономная негосударственная система.
Мальчики начинают учиться в хедере (базовая начальная школа в традиционной еврейской ашкеназской системе образования) с возраста 3-х лет. Учеба проходит отдельно от девочек. В хедере мальчики изучают Хумаш (пять первых книг Танаха и Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Это первая часть Танаха, именуемая также Торой) и комментарии к нему, затем переходят в ешиву, а женившись, учатся в колеле – небольшом высшем талмудическом учебном заведении типа ешивы. В отличие от обычных иешив, колели предназначены для женатых учащихся. Они тщательно изучают Вавилонский Талмуд и Галаха. Изучению светских предметов выделяется минимальное количество времени или не выделяется совсем.
Внешний вид
Одежда мужчин-харедим выглядит как униформа. Они носят черный костюм, белую рубашку, черную шапочку (ермолку) и черную шляпу. Многие надевают рубашку на талит-катан (молитвенное облачение в иудаизме, представляющее собой особым образом изготовленное прямоугольное покрывало).
У женщин скромная одежда: длинная юбка, а также длинные рукава. Замужние женщины носят парик и шляпку, или платок, или только парик. Иногда на голове носят бурки, которые закрывают лицо и тело полностью. Красный цвет считается нескромным, поэтому его не носят. Но в последнее время женщины-харедим стали внедрять больше цвета в гардеробе.
Семья
У харедим принята многодетность. В среднем в каждой семье 7-8 детей. Жениха или невесту своим детям ищут родители при помощи шадхана (свата, посредника при заключении брака в иудаизме). Связи до брака запрещены.
Труд
Официально большинство мужчин-харедим в Израиле официально не работают. Количество работающих ультраортодоксальных мужчин в Израиле составляет 47%, а вот женщин-харедим составляет 81%. Основа семейного бюджета – государственные выплаты и, нередко, зарплата жены. Как и подавляющее большинство граждан Израиля, харедим пользуются льготами, медицинскими страховками и т.д. Но есть и те, кто выступают против государства в принципе и категорически не пользуются никакими его пособиями и услугами, включая даже электричество для своих кварталов, которое они производят своими генераторами.
Районы проживания
В Израиле есть города, население которых в большинстве своем харедим (Бней-Брак, Бейт-Шемеш, Рехасим и др.) В Иерусалиме, как и во многих больших городах, у них есть свои кварталы, например, Меа Шеарим.
Также в США и Канаде существуют районы харедим, например в Бруклине, Торонто и Монреале, и несколько маленьких городков в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси. В них харедим основное население.
Жизнь харедим очень тесно связана с Торой, заповедями, традициями и обычаями. Цель их жизни – служение Богу и осуществление его воли.