Сунниты

12.05.2018 Автор: Психолог Павел Хорошутин

Сунниты – наиболее распространенное течение в исламе, сторонники которого придерживаются традиционных взглядов относительно трактовки священного писания и мусульманских обычаев.

Название образовано от “ахль ас-сунна валь-джама‘а”, что дословно переводится как движение по пути пророка Мухаммеда, а также важность общины, заповедей Пророка и его помощников при разрешении жизненных ситуаций.

Религия суннитов формировалась на протяжении столетий, преодолела множество конфликтов и сформировала свои принципы.

История возникновения суннизма

При жизни пророка Мухаммеда и правлении трех Праведных халифов (Абу-бакры, Умара и Усмана) община (умма) сохраняла единство. После того, как в 656 г. халиф Усман был убит, начался раскол, усугубившийся в период конфронтации Али с лидером династии Омеядов — Муавией.

Расширение халифата за счет других народов привело к развитию сектантских и крайних течений, и, в итоге, к расколу в обществе. Против сектантства начала вестись активная борьба во главе с Хасаном аль-Басри. Халиф систематизировал “умеренные” убеждения суннитов, критиковал методы властвования Омеядов, выступив против их тирании.

Именно он впервые употребил понятие «ахль аль-сунна» и другие для определения единой чистой веры и умеренного пути шиитов. Официально это название было введено Ибн Сирином и стало ассоциироваться с правоверным большинством мусульман. Объединяющий термин «ахль ас-сунна валь-джама‘а» стал распространяться среди преобладающего числа верующих, которые следовали по пути Мухаммеда и его сподвижников.

Мусульманам-суннитам удалось сохранить единство уммы, противостоять сектантам при попытке извратить исламское учение и добавить к нему новые элементы, противоречащие священному писанию. Однажды Пророк предсказал раскол общины на множество сект и спасение группы мусульман (наджия), члены которой станут истинными суннитами.

Теоретическая основа ислама у суннитов образовалась благодаря дискуссии с представителями шиизма, хариджизма, мутазилизма и философскими школами. Сейчас наблюдается разница между суннитами, так как учение проповедуют ашаризм, матуридизм и асария (салафия).

Особенности суннизма

Суть учения суннитов в обязательном следовании сунне Пророка, его поступкам и высказываниям, соблюдении традиции, участии уммы (общины) в выборе своего лидера – халифа.

Главные признаки суннизма – это признание:

  • достоверности шести величайших сборников хадисов – источников сообщений о высказываниях, действиях и помыслах пророка Мухаммеда;
  • четырех юридических школ – мазхабов (маликитская, шафиитская, ханафитская и ханбалитская);
  • три школы акиды – мусульманского фонда догматов, идей и представлений (асаритская, ашаритская и матуридитская);
  • законности правления Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (Праведных халифов).

В отличие от шиизма суннизм обладает более конкретным содержанием, учит следовать жизненному пути пророка Мухаммеда. Шииты же только признают правопреемство потомками Али как светского и духовного главы общины.

Особенности суннизма

Суть учения суннитов в обязательном следовании сунне Пророка, его поступкам и высказываниям, соблюдении традиции, участии уммы (общины) в выборе своего лидера – халифа.

Главные признаки суннизма – это признание:

  • достоверности шести величайших сборников хадисов – источников сообщений о высказываниях, действиях и помыслах пророка Мухаммеда;
  • четырех юридических школ – мазхабов (маликитская, шафиитская, ханафитская и ханбалитская);
  • три школы акиды – мусульманского фонда догматов, идей и представлений (асаритская, ашаритская и матуридитская);
  • законности правления Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (Праведных халифов).

В отличие от шиизма суннизм обладает более конкретным содержанием, учит следовать жизненному пути пророка Мухаммеда. Шииты же только признают правопреемство потомками Али как светского и духовного главы общины.

Хадисы – часть суннизма

Около двухсот лет спустя после смерти пророка Мухаммеда было создано шесть основных хадисов, автором каждого из которых был конкретный имам:

  • “ас-Сунан аль-Сугра” (Ан-Насаи);
  • “Сунан” (Абу Дауда);
  • “Джами” (ат-Тирмизи);
  • “Сунан” (Ибн Маджа);
  • “Аль-Джами ас-Сахих” (аль-Бухари);
  • “Аль-Джами ас-Сахих” (Муслима).

Священные тексты объединены в сборники в XI в. силами исламских богословов, в частности – Ибн аль-Кайсарани. Абсолютно достоверными сунниты считают хадисы в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима.

В начале развития ислама подавляющее большинство хадисов, являющихся основой сунны, передавалось устно. Сподвижники пересказывали ученикам слова Пророка или посвящали их в истории из его жизни. Ученики также одаривали знаниями своих воспитанников.

Сунниты

Мазхабы – суннитские юридические школы

Сунниты уважают четыре школы (мазхаб), сочетающие богословское и правовое учение. Верующий вправе выбрать одну из них и придерживаться того мазхаба, который соответствует Корану и сунне:

  • маликитскую;
  • шафиитскую;
  • ханафитскую;
  • ханбалитскую.

Сторонники первых двух мазхабов при вынесении решений применяют Коран и сунну, кияс (решение по аналогии), прислушиваются к единодушному мнению правоведов и сподвижников. Маликитский мазхаб использует принцип истислах (“самостоятельное суждение во имя пользы”), а шафиитский – истисхаб (“любые изменения не считаются наступившими, пока не обнаружатся явные признаки этих изменений”).

Ханафитский мазхаб – самая распространенная правовая школа. Его метод вынесения решений основан на:

  • Коране;
  • сунне;
  • единодушном и индивидуальном мнениях сподвижников Пророка;
  • киясе;
  • истисхане (отказе от аналогичного решения);
  • местном обычае.

Самый малочисленный мазхаб по числу сторонников – ханбалитский. Проповедует толерантность к властителям, даже если они нечестивы и грешны. Родоначальник захиритского мазхаба – Давуд ибн ‘Али аз-Захири – при отправлении правосудия впервые опирался на буквальное толкование Корана и сунны. Он отрицал необходимость искать в текстах тайный смысл (батин) и использовать при толковании художественные приемы или разум.

Догматические течения

Сторонники тех или иных правовых школ также относили себя к одному из догматических направлений суннизма.

  1. Ашаризм. Распространен среди шафиитов и маликитов. После X в. получил статус главной школы калама – рассуждений на философско-религиозную тему. Призван решать теологические споры между мутазилитами и асаритами, сторонниками свободы воли (кадаритами) и судьбы (джабаритами), а также противоречия между номинализмом и рационализмом в понимании божественных особенностей. Ашариты отвергали таклид – слепое следование духовным авторитетам, не подвергая сомнению истинность их суждений.
  2. Матуридизм. Его основатель оперировал аргументами калама и “доводами разума” в полемике представителей джахмизма и мутазилизма. Его взгляды во многом совпадают с представлениями ашаритов. Доктрины обоих лидеров (аль-Матуриди и Абуль-Хасана аль-Ашари) направлены на борьбу с еретическими взглядами мутазилитов.
  3. Асария. Суннитская школа вероубеждения (акиды) отличается преданностью традиционализму и обычному толкованию основных источников вероучения (сунны и Корана). Школой исключается иносказание. Объяснение непонятных фраз асариты сопровождают идеей о том, что только Бог правильно их понимает, и люди не вправе интересоваться истинным смыслом.

Имамат или халифат?

Согласно религии суннитов верховная власть в исламском теократическом государстве должна принадлежать халифам, избираемым или назначаемым из клана курайшитов, к которому принадлежал Пророк. В отличие от них шииты признают власть только духовных лиц – имамов, являющихся потомками Мухаммеда по линии халифа Али – его двоюродного брата.

Несмотря на различие суннитов они сохраняют общность народа и веру в традиции. В общем порядка 1,62 миллиарда мусульман в мире, а суннитов из них 85-90%. Религиозное направление не перестает развиваться и совершенствоваться. Например, в скором времени возможно слияние четырех мазхабов и разрешение практики иджтихада (свободного рассуждения).