Буддизм является одной из основных мировых религий со сложной историей и системой верований.
Он представляет собой путь практики и духовного развития, ведущий к пониманию истинной природы реальности. Буддийские практики, такие как медитация, – это средство изменить себя, чтобы развить качества осознанности, доброты и мудрости.
Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до н.э в северо-восточной части Индии (древнее королевство Магадха). Точной информации об индийском обществе того времени не осталось, поэтому ответы на многие вопросы остаются закрытыми.
Тем не менее, ученым удалось выяснить, что религия развивалась по мере распространения из северо-восточного региона Южной Азии через Центральную, Восточную и Юго-Восточную Азию. История Буддизма характеризуется развитием многочисленных движений, расколов и школ. На сегодняшний день около 7 млн человек проповедуют Буддизм в Индии – эту страну по праву можно считать столицей Буддизма.
По оценкам историков, основатель Буддизма Сиддхартха Гаутама жил с 566 до 480 в. до н.э. Сын индийского короля-воина, Гаутама в молодости вел экстравагантную жизнь, упиваясь привилегиями своей социальной касты. Но когда ему наскучила царская жизнь, Гаутама отправился в мир в поисках понимания. После встречи со стариком, больным, трупом и аскетом Гаутама убедился, что страдание лежит в основе всего сущего. Он отказался от своего княжеского титула и стал монахом, лишив себя мирских владений в надежде постичь истину окружающего мира.
Кульминация его поисков наступила во время медитации под деревом, где он наконец понял, как избавиться от страданий и в конечном итоге достичь спасения. После этого прозрения Гаутама стал известен как Будда, что означает «Просветленный». Остаток своей жизни он провел, путешествуя по Индии, обучая других тому, что он понял.
После смерти Будды его учения постепенно записывались на основе того, что помнили люди. Трипитака или Три корзины – это собрание высказываний Будды и правил для буддийских монахов. Трипитака впервые была написана на пальмовых листьях, собранных в корзины.
После смерти Будды у некоторых из его последователей возникли разногласия, которые в конечном итоге привели к расколу верующих и формированию отдельных видов Буддизма:
Махаяна вобрала на себя аспекты культур, в которых она практиковалась, и превратилась в три отдельные ветви:
Несмотря на то, что каждая форма Буддизма обрела свою индивидуальность, все буддисты следуют набору руководящих принципов в повседневной жизни, которые называются «Пятью заповедями»:
Опыт, накопленный в буддийской традиции за тысячи лет, создал ресурс для тех, кто решил следовать по пути, который в конечном итоге завершается Просветлением или состоянием Будды.
Просветленное существо видит природу реальности абсолютно ясно, такой, какая она есть, и живет полностью и естественно в соответствии с этим видением. Это цель буддийской духовной жизни, символизирующая прекращение страданий для любого, кто её достигнет.
Поскольку в Буддизме нет идеи поклонения богу-творцу, некоторые люди не считают его религией в обычном, западном смысле этого слова. Основные принципы буддийского учения просты и практичны:
Таким образом, Буддизм обращается ко всем людям независимо от расы, национальности, касты, сексуальной ориентации или пола. Он обучает практическим методам, которые позволяют людям осознать и использовать его учения, чтобы преобразовать свой опыт и нести полную ответственность за свою жизнь.
Будда открыл три универсальные истины и четыре благородные истины, которым он затем учил людей в течение следующих 45 лет.
Три универсальные истины:
Четыре благородные истины:
Будда учил людей не поклоняться ему как богу. Он сказал, что они должны взять на себя ответственность за свою жизнь и действия. Чтобы положить конец страданиям, он рекомендовал следовать Срединному пути, который считал кратчайшим путем к нирване.
Срединный путь означал отказ от роскоши и удовольствий, но не до крайности – в Буддизме нет постов и лишений. Зато есть восемь указаний Будды для следования Срединному пути.
Восьмеричный путь включает в себя:
Медитация – важная практика для большинства буддистов. Буддисты ищут в себе истину и понимание учений Будды (просветления или нирваны). Нирвана – это свобода от ненужных страданий и возможность быть полностью живым и присутствовать в своей жизни. Это не то состояние, которое действительно можно описать словами – оно выходит за рамки слов.
Медитация означает сосредоточение ума на достижении внутренней тишины, ведущей к состоянию просветления.
Медитацию можно практиковать разными способами:
Существует около 500 миллионов буддистов, и большее число из них проживает на территории Азии. Они следуют различным формам Буддизма, но все традиции характеризуются отсутствием насилия и догм, терпимостью к различиям и, как правило, практикой медитации.
Хотя Буддизм в Индии практически исчез (примерно в XII веке н.э.) – возможно, из-за всеобъемлющего характера индуизма, мусульманских вторжений или слишком сильного стресса в образе жизни монахов, – как религия он более чем доказал свою жизнеспособность в странах Азии, в которые он был перенесен.
Половина буддистов мира проживает в Китае. Тем не менее, они составляют всего 18% населения этой страны. Большинство буддистов остального мира живут в Восточной и Южной Азии – 13% в Таиланде (где 93% населения – буддисты) и 9% в Японии (35% буддисты). Только около 1,4% буддистов мира живут за пределами Азии.
Буддизм в России практически не распространен: только около 1% россиян идентифицировали себя как буддисты по состоянию на середину 2000-х годов. Однако Буддизм давно занял важное место в русской культуре, благодаря которой в мире появился ряд выдающихся буддийских деятелей.
Буддизм вдохновляет брать на себя ответственность за свою жизнь без морализаторства, понимая причину и следствие любых действий (т. .е. понимая карму). Как и гравитация, закон кармы действует везде и всегда.
Будда очень подробно объяснил, как мысли влияют на будущее, как слова и действия определяют дальнейший жизненный путь. То, что мы делаем сейчас, накапливает в нашей голове хорошие или плохие впечатления. Знание этого дает большую свободу и возвращает контроль над своей жизнью.
Карма – это не судьба. Мы можем решить не совершать вредных действий и, таким образом, избежать создания причин будущих страданий. Чтобы посеять семена хороших результатов, мы предпринимаем позитивные действия.
Представители других религий привыкли думать, что символ Буддизма – это статуя Будды в позе Лотоса. На самом деле, символика религии на этом не ограничивается. Существует 8 благоприятных знаков, объяснение которым было дано Келсангом Гьяцо в буклете «Буддийский храм Кадампа в буддийском центре Манджушри Махаяна»:
Первые японские монахи практиковали самоистязание, считая, что таким образом можно добиться просветления. Они вели определенный образ жизни и практиковали специальные духовные практики, доводя своё тело до критического состояния, в целях превратить его в нетленные мощи.
Священник Кукай первым начал практиковать процесс самомумификации. В течение долгих 10-ти лет он придерживался специальной диеты, питаясь только орехами и семенами, запивая их чистой родниковой водой, и усердно выполнял самую тяжелую физическую работу в монастыре, чтобы максимально высушить тело от жира и воды.
В городе Самуи в Таиланде до сих пор хранится мумия монаха Луанг Пхо Даенга, которую можно увидеть в местном храме (вход на территорию совершенно бесплатный). Монах осознанно мумифицировал себя уже в наше время в 1976 году, поэтому любой желающий может поговорить с живыми свидетелями этого события. Луанг Пхо Даенг заранее предсказал дату своей смерти, передал знания своим ученикам и умер в назначенный день, 6 мая, в возрасте 79 лет, застыв в позе лотоса. Сейчас тело монаха хранится в стеклянном саркофаге и не имеет никаких признаков разложения. Оно напоминает последователям Буддизма о том, что все знания Будды имеют смысл и осуществимы любым человеком.
Буддизм указывает путь, которым могут следовать все люди, чтобы в конечном итоге избавиться от страданий. Тем не менее, это очень противоречивая религия. Глава тибетской школы Буддизма и традиционный лидер Тибета Далай-лама бежал из контролируемого Китаем Тибета в 1959 году в Индию, опасаясь за свою жизнь.