Махаяна, как одно из главных направлений в буддизме, опирается на две основные категории: высшая интуитивная мудрость (праджня) и сострадание (каруна).
Приверженцы течений, возникших на базе махаянской традиции, стремятся обрести понимание этих категорий, чтобы обрести внутреннюю свободу. Для этого каждое из них использует свои практики достижения просветления, осознанности и умиротворения.
Среди таких направлений можно назвать йогачару, чань-буддизм, дзэн-буддизм, сон-буддизм и ваджраяну.
Содержание:
1. Йогачара
2. Чань, дзэн и сон как направления буддизма Махаяны
3. Ваджраяна
Йогачара переводится как «практикующий йогу». Представляет собой философскую систему буддизма махаяны (вместе с мадхъямакой), которая сформировалась в IV-V вв. Встречаются и другие названия школы:
Философия Йогачары наиболее распространена в Тибете, Китае, Японии и Монголии. Ее называют субъективными реализмом, акцентируя внимание на том, что индивидуальные кармические факторы, которые определяют восприятие реальности, у каждого индивида свои.
Воззрения Йогачары опираются на исключительную истинность виджняна (познания, сознания), а все явления (дхармы) и внешний мир, находящийся за его пределами, считаются ложными и нереальными. Действителен только познающий субъект.
Различают несколько уровней сознания, где алая-виджняна — это абсолютное, непрекращающееся сознание, которое запускает и координирует все остальные уровни. Это «поток сознания», который должен быть пробужденным.
С помощью логики Йогачара устанавливает, как сознание запутывается в иллюзиях и то, как оно может от них освободиться.
В Йогачаре существует три природы сознания, соответствующие разным уровням:
Поэтому приверженцы Йогачары следуют идее о том, что наше восприятие внешних объектов может быть искаженным. Для объективной оценки действительности необходимы и органы чувств и сознание.
Виджняна состоит из восьми уровней. Различают сознание:
Наиболее популярной в Китае и на Дальнем Востоке стала Йогачара, в которую вошла теория Татхагатагарбхи. Это учение о природе Будды, лежащей в основе всего мироздания и присутствующей во всех живых существах.
Идеи Йогачары легли в основу теории и практики буддийского тантризма — Ваджраяны.
В Китае буддизм махаянской традиции развивался своим путем, на который повлияли идеи китайской традиционной философии, даосизма, а также ментальные особенности азиатского общества. Главным направлением, из которого позднее образовались другие школы, является чань-буддизм.
Чань-буддизм («сосредоточение, созерцание») сложился в период V-VI вв. как результат соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая. Изначально учение чань-буддизм пришло в Китай из Индии во II в до н. э. Постепенно школа распространилась и на другие государства, где образовались свои направления:
Последователи школы чань-буддизма практиковали методы созерцания и медитации, о которых говорилось в канонах Хинаяны и Махаяны. Также в их повседневные занятия входили путешествия по стране, каллиграфия, боевые искусства, обработка земли, преподавание литературы.
Основные принципы чань-буддизма:
Учение чань-буддизма славится несколькими направлениями в искусстве. Одно из первых достижений традиции чань — каллиграфия, которую создавали монахи при помощи опыта медитации. Признание заслужила и монохромная живопись, являющаяся частью китайского стиля гохуа. Многие наставники китайского буддизма выражали истины чань-буддийской философии через поэзию.
Дзэн-буддизм окончательно сформировался в Китае в V-VI вв. под большим влиянием даосизма. Является доминирующей монашеской формой буддизма Махаяны в Китае, Вьетнаме и Корее.
В широком смысле дзэн означает школу мистического созерцания или учение о просветлении, возникшее благодаря идеям буддийского мистицизма. Также под термином «дзэн» понимают практику дзэнских школ — наиболее важную часть буддийской практики.
В дзэн-буддизме, как и в чань-буддизме, практикуются те же принципы. Его последователи считали, что самые важные и ценные знания передаются не через тексты, а от наставника к ученика, «от сердца к сердцу». В дальнейшем ученик закрепляет полученные знания с помощью медитативных практик дзэн-буддизма и достигает необходимого уровня просветления, которому учит наставник.
Философия дзэн-буддизма настаивает на том, что истина не может быть выражена в словах, а также не хочет связывать себя со священными писаниями, философскими системами или любыми другими догматами. Для ее последователей философские рассуждения бесполезны.
Принцип дзэн-буддизма, согласно которому потенциально любой человек является буддой, означает, что для достижения его состояния необходимо лишь практиковать медитацию. Через нее внутри пробуждается природа Будды.
Основные идеи дзэн-буддизма характеризуются как анти-философские, анти-дискурсивные и анти-рассудочные. Учение подчеркивает важность собственного опыта. Согласно его идеям, логика не способна помочь увидеть реальность в целом. Суть дзэн-буддизма состоит в том, что он отличается от других качествами, неразрывно связанными с обычной жизнью:
Приверженцы учения дзэн-буддизм стремятся постоянно сохранять непосредственность и точность мыслей, чувств и поступков, избегая философствования и расплывчатого мнения. При этом учению также присущи внезапность и непередаваемость (относительно внутреннего опыта), парадоксальность, интуитивизм, пренебрежение правилами, антидогматизм.
Под сон-буддизмом понимается корейский вариант буддийской школы чань. Японский вариант термина известен на Западе как «дзэн». Сон-буддизм включает в себя основные идеи своего прародителя — чань-буддизма — и отличается тем, что уделяет особое внимание медитации, монашеству и аскетизму. Многие корейские монахи отказываются от большей части личного имущества, а иногда разрывают все связи с внешним миром. Отшельнический образ жизни распространен среди монахов, для которых на первом месте — медитационная практика.
Особенности корейского сон — это слияние практики и обучения, а также использование практики хуатоу (проверки просветления) в качестве главной коан-практики дзэн-буддизма.
Ваджраяна (Алмазная Колесница, Ваджрный Путь, Тантра и др.) — тантрическое направление, возникшее внутри Махаяны в V в. до н. э. Распространено в России, Тибете, Непале, Монголии и Японии. В разные периоды истории развивалась и во многих других азиатских странах.
Учение Ваджраяны представляет собой эзотерическую систему, которая соотносится с поздним буддизмом. Основное отличие выражается фразой «сансара и нирвана — одно», смысл которой в идее достижения свободы не после смерти, а в результате вхождения в особое психологическое состояние, в котором человек ощущает себя свободным.
По этой причине учение считается одним из наиболее психологизированных эзотерических систем. Во многих практиках встречаются аналоги шаманских ритуалов поглощения духов и путешествий шамана. Особое развитие ваджраяна получила в странах гималайского региона, а более всего — в Тибете (тибетский буддизм Ваджраяны).
Под буддизмом Ваджраяны понимается путь трансформации сансарического ума, основанный на мотивации и философии Великой Колесницы (Махаяны), но с особым, только ему присущим, подходом к поведению и медитациям.
Суть Ваджраяны заключается в следующем:
На Тибете и в других гималайских странах Ваджраяна считается венцом учения Будды, а также четвертым поворотом колеса Дхармы.
Мантра в Ваджраяне — главное средство достижение просветления. Считается, что путь тайной мантры может привести к достижению Будды всего за одну жизнь. Школа Ваджраяны повторяет постулат классического тантрического буддизма о том, что философские идеи считаются недейственными без практики. Теория и практика тантры Ваджраяны различаются в зависимости от конкретной буддийской школы.
Достижение состояния Будды в практике Ваджраяны возможно через:
Считается, что ни одну практику нельзя осуществлять без учителя и невозможно практиковать безопасно без участия гуру (ламы).
Махаяна, представляющая основную школу буддизма, считается одной из самых гуманных мировых религий. Она пропагандирует такие простые и понятные для всех категории, как жертвенность и достижение пробуждения, неприятие насилия, веротерпимость, самосовершенствование и доступность этого пути для всех людей. На протяжении истории в буддизме никогда не велись религиозные войны, а все вопросы соперничества двух главных школ (махаяны и тхеравады) решались через ученые диспуты. По этим причинам махаянские школы столь привлекательны для широкого круга людей.