Тибетской буддизм – совокупность медитативных практик, учений и техник традиций Махаяны (одного из двух направлений в буддизме).
Распространен в Тибете и прилегающих областях Гималаев, а также на калмыцких, монгольских, бурятских, тувинских и некоторых других территориях.
Основа религии в Тибете – идея о перерождениях знаменитых буддийских деятелей, через которые передается учение (Дхарма), а также светская и духовная власть.
Изначально у тибетцев существовала религия бон, имевшая некоторые общие черты с шаманизмом. История тибетского буддизма представлена несколькими этапами.
В конце IV в н.э. появились первые последователи, которые на тот момент не повлияли на местный народ. Его традицию привнесли цяны, жившие в юго-западных провинциях Китая. В первой половине VII в. Тибет начал больше интересоваться индийскими традициями Махаяны, поэтому позаимствовал доктрину из Хотана.
Царь Сонгцен Гампо способствовал скорейшему распространению буддийской традиции, так как одновременно правил в нескольких крупных районах Тибета:
Благодаря браку с принцессами Китая и Непала, которые привезли священные образы Будды, писания на тему астрологии и медицины, учение постепенно внедрялось в тибетские народности. Царь решил разработать более совершенную систему тибетской письменности и перевести буддийские тексты с санскрита. Но проведенные мероприятия не были крупномасштабными.
Позднее, в конце VIII в., царь Трисонг Децен принял индийскую форму буддизма. В тот период его властвование расширилось до границ пустынь Восточного Туркестана, а в западной части – до самаркандских земель. Правитель некоторое время властвовал в столице Чанъань, что частично повлияло на доктрину в Тибете. Однако в полном виде китайская форма религии была отвергнута.
В первый раз индийское учение проникло в Тибет в VIII в., благодаря учителю Гуру Ринпоче (Падмасамбхаве), с которым связано появление “старой школы” – Ньингма.
После начала гонений в середине IX в. школа существовала тайно. Священные тексты хранились в пещерах и были обнаружены последователями только через множество веков. Есть и другие свидетельства религии. Например, в Киргизии сохранились развалины монастырей, а в границах озера Иссык-Куль – наскальные буддийские надписи на национальном языке.
В X в. тибетские правители пригласили из Индии новых учителей, которые вновь занялись переводом и распространением буддийской религии. Тогда стали развиваться четыре основные школы:
Это событие можно назвать второй волной в развитии индийской концепции буддизма в Тибете.
Величайшая личность, авторитет которой лежит в основе тибетского буддизма – учитель Далай-лама. Титул “Далай”, что в переводе с монгольского означает “океан”, впервые был присвоен ученику великого учителя. Далай-лама I был учеником тибетского религиозного деятеля Чже Цонкапы, основавшего традицию Новая Кадам, или Гелуг.
Далай-лама духовно воссоединил Тибет, став религиозным и государственным лидером. Наставник (“Лама”) играет одну из главных ролей в тибетском буддизме. Он, как духовный вождь, посвящает учеников, благодаря чему они могут изучать буддийскую концепцию его школы, осваивать медитативные практики.
Пять школ тибетского буддизма-ламаизма повторяют суть индийских концепций древнего и раннесредневекового периодов. Пойти по пути достижения тонкого понимания Вселенной возможно через познание сути четырех религиозных практик Индии. Наиболее совершенна концепция Мадхъямика – “Срединного пути”.
Школы тибетского буддизма имеют несколько схожих черт с индийским учением:
Священные тексты опубликованы в текстах Ганджур (объединение истинных слов Будды) и Танджур (комментарии). Большая часть религиозных трудов переводилась на национальный язык с санскрита, малая их часть – с китайского, если был утрачен оригинал. На национальном языке также сохранилось множество произведений.
Основной символ тибетского буддизма – бесконечный узел. Он не имеет начала и конца, означает полное обретение четырех благородных истин и пяти видов изначальной Мудрости. Изображает двенадцать взаимосвязанных между собой звеньев, которые указывают на непрерывность и являются основой циклического существования. Бесконечный узел символизирует особенность тибетского буддизма – взаимосвязь всех живых существ и явлений во Вселенной.
В Монголии знакомство с индуистской традицией началось в XIII в. Во время властвования Хубилая в страну прибыл учитель, возглавлявший на тот момент школу Сакья. Он разработал обновленную письменность монгольского народа для облегчения перевода индийских священных текстов. Со временем тибетский вариант буддизма адаптировался к особенностям страны, что проявилось в разработке специальной одежды для духовных наставников и алфавита Соёмбо.
В Бурятию тибетская форма буддизма проникла из Монголии, через население Забайкалья, а позднее – пришел из провинциального монастыря. Для ослабления позиции монголов российское царское правительство предоставило главам бурятских храмов звание наставников. Их школа перестала зависеть от монгольской.
В Тыве доктрина больше тяготела к монгольской, нежели бурятской традиции. Оттуда были заимствованы многие шаманские практики.
В западной Монголии в XVIII в. учение не распространилось столь широко. В конце XVI-начале XVII вв., благодаря влиянию школы Гелуг, пришедшей из Тибета, Джунгарское ханство приняло религию.
В начале XVII века часть ойратского народа отделилась от Джунгарии и образовала Калмыцкое ханство, к северу от Каспийского моря. У них появилась своя письменность. А религиозный лидер в Калмыкии стал царем и именовался Ламой. До XIX в. духовные властители получали наставления из Тибета.
В Китае и Маньчжурии тибетский буддизм появился благодаря завоеваниям.
Традиционно тибетский буддизм почитает Гуру и считает недопустимым, и даже опасным, религиозную практику без учителя. Отличие тибетского буддизма от классического в чрезмерной догматичности и ритуальности, которые связаны с особенностями менталитета и его смешением с местными религиями и обычаями.