Это генотеистическая религия, появившаяся в Южной Индии. Генотеизм — это почитание единого верховного бога среди множества других богов и божеств.
Слово «айя» с тамильского переводится, как «мастер» или «отец», а «важи» — «путь». Официально религия Айявари считается индуистским вероисповеданием.
Главными священными писаниями являются Акилатиратту Амманай и Арул Ноол. Само верование повествует о жизни и проповедях Айя Вайкундар, известного как Шива Нараяна или Вайкунда Свами, который является первым и главным аватаром Пурна в Эка-Паран.
В XIX столетии вероучение привлекло всеобщее внимание, но тогда его воспринимали как индуистскую секту. Деятельность последователей религии спровоцировала реформы и революцию в траванкорейском и тамильском обществе.
Основная часть верующих проживает на юге Индии — Тамил Наду и Керале. Точное число последователей неизвестно, так как во время переписи населения Айявари записывали как индуистов.
Айявари привлекло к себе внимание людей, собирающихся для поклонения Вайкундару в Поовандантоппе (примерно 1809 — 1851 годы). Постепенно его участники объединились в самостоятельную группу «Айя важи». В первом столетии своего существования движение значительно расширилось.
К середине XIX века Айявари стало узнаваемым, а число последователей увеличилось в разы. Религиозным центром вероучения в XIX веке стал Свамитхоп. Пятеро учеников Вайкудара, а после их потомки проповедовали по стране.
Свое первое писание «Арул Нул» последователи Айявари выпустили в 1927 году, а в 1933 году еще одно — «Акилам».
В наши дни главой Айявари является Бала Праджапати Адикалар, потомок династии Пайян.
Сторонники Айявари почитают и совершают паломничества в пять святых мест (патхи).
В этот список не входят также почитаемые места Вакаиппати, Вайкунда Пати и Аватара Пати.
Символом религии является лотос.
Основные учения Айявари представлены в писании «Акилаттиратту Амманай», второстепенные — в «Арул Ноол». Они бывают социологическими, посвященными борьбе за равноправие и против дискриминации, и мистическими, посвященными божественным знаниям. Для укрепления близости и привязанности с Богом верующим следует именовать его Айя (отец).
Существует понятие сверхдуши или высшей души — Экам. Мир появился из этого Экама. Человеческой душе нужно избавиться от собственного эгоизма, чтобы стать единым целым с Экам.
Айявари порицает кастовую систему, неравенство и дискриминацию. Это вероучение способствовало реформам на юге Индии. Внутри самого движения касты смешивались между собой.
Центрами поклонения и религиозного обучения являются основанные верующими Патис и Нижал Тангал.
Нитам — основная добродетель Айявари. Она показывает человеческую жизнь в гармонии с природой, учит жить по божьим законам, начиная с детства. Общество, соблюдающее Нитаму, находится под защитой природы и бога.
Этический кодекс вероучения призывает бороться со злом при помощи любви, терпения и мира. Нитам призывает уважительно относиться к женщинам, родителям и другим старшим, быть честными. Женщинам следует уважать своих мужей, заботиться о них.
Богословие Айявари имеет ряд особенностей. Основными понятиями является Экам и Единство, из которых сформировано все вокруг. В теологии Айявари Бог бесконечный, бесполый, он существует вне времени и пространства.
Последователи Айявари ежегодно устраивают два фестиваля. Айя Вайкунда Аватарам проводят на двадцатый день месяца Мази (февраль-март). Верующие совершают массовое шествие из Нагеркойла в Свамиитоппе. Второй фестиваль — Тиру Эду-Васиппу, сопровождающийся чтением священных писаний. Он длится три, пять, десять или семнадцать дней, в зависимости от места проведения.
Ритуалы Айявари наполнены разным смыслом. С социологической точки зрения они были направлены на то, чтобы помочь преодолеть несправедливость кастовой системы и подбодрить тех, кто стал жертвами дискриминации. С религиозной точки зрения ритуалы помогали исцелиться от разных болезней и достичь высшей цели Дхарма Юкам (состояние абсолютного блаженства).
Индуизм и Айявари имеют тесную связь. Расхождение между ними начинается на пороге наступления Кали-юги. В Акиламе написано, что с начала Кали-юги добродетели индуистских богов разрушились. Калиан представлял собой часть мирского изначального проявления, распространявшего майю (иллюзию) на писания и Дэвов. Из-за появления Калиана все ранее существовавшие священные писания утратили свою суть и силу, остался только Акилам.
Распад случился из-за того, что Шива, не посоветовавшись с Вишну, создал Калиан. Поэтому Вишну отказался бороться с Калианом. Шива и Брахма отдали свои силы Вишну.
Вайкундар, приняв силу Экама, был рожден от соединения Вишну и Лакшми. Все силы Вишну (а также Шива и Брахма) передал Вайкундару, соответственно он стал верховным богом.
Согласно Акиламу индуистские священные писания и их философия потеряли свою чистоту и были разрушены, а Дхарма была перенастроена во имя Акилама и Вайкундара.
Последователи Айявари называют свою религию «Пути Бога». Они верят, что их учение пришло заменить устаревшие учения, но в то же время они считают Айявари обобщением разных религиозных знаний. Они верят, что Вайкундар является воплощением всех божеств, но с другой стороны осознают, что с его появлением разрушился старый уклад.
Айявари считается движением, которое выступало за проведение реформ. Благодаря его деятельности в XIX веке в тамильском и кералитовском обществе имели место множество социальных преобразований.