адрес
630005, г. Новосибирск,
ул. Фрунзе, 88, оф. 1203
время работы
Ежедневно
09:00 до 18:00
почта
Пишите нам на почту
info_ru@7spsy.com

Австроазиатские народные религии

16.05.2018 Автор: Психолог Павел Хорошутин

В этой статье мы рассмотрим австроазиатские народные религии. Условно их можно разделить на вьетнамскую народную религию, которая состоит из нескольких направлений, и сантальскую религию.

Вьетнамская народная религия

Вьетнамская народная религия

Это этнорелигия вьетнамского народа. Примерно 45 % населения являются ее сторонниками.

Вьетнамская народная религия представляет собой совокупность местных традиций, посвященных поклонению тону (духи, боги, порождающие силы). Эти божества могут быть природными, этническими и духами предков. Иногда вьетнамскую народную религию называют конфуцианством за почитание ценностей, проповедуемых Конфуцием. 

Вьетнамская народная религия подвергалась гонениям с 1945 по 1980-е годы. С 1975 по 1979 год преследования усилились, а храмы уничтожались. С 1985 года государство вернулось к политике защиты религиозной культуры.

Далее мы рассмотрим несколько движений вьетнамской народной религии. 

Каодай

Каодай — синкретическая монотеистическая религия. Была основана в 1926 году Нго Ван Тьеу в городе Тэйнинь в южном Вьетнаме. 

Само вероучение и его ритуалы имеют общие черты с буддизмом, даосизмом, конфуцианством, культом предков, католичеством и откровениями, которые были получены в ходе проведения спиритических сеансов. Главная задача души — завершить перерождения и соединиться с божеством Каодай. В рамках вероучения приняты медитации, общение с духами и другие оккультные практики. Духовенство соблюдает обет безбрачия.

Хотя Каодай и придерживалась миролюбивых принципов, она все же содержала собственное войско, которое контролировало большую территорию. На юге Вьетнама Каодай играла важную роль в решении политических вопросов.

Во второй половине XX столетия первый президент Вьетнама Нго Динь Зьема подверг гонениям и репрессиям сторонников движения в связи с политическими разногласиями.

В наши дни Каодай свободно существует. Каодайские церкви и ритуалы стали вьетнамской достопримечательностью. Число последователей составляет несколько миллионов верующих. 

Теория происхождения каодай

Согласно историческим источникам, существует три теории о том, как зародилась это направление:

1. Каноническая каодаистская версия о явлении духа и получении откровения основателя религии. Это случилось в 1920 году во французской колонии Кохинхина на юге Вьетнама. Во время спиритического сеанса верховное существо Каодай, вступив в контакт с людьми, наделил их божественными знаниями. В 1920 году Нго Ван Тьеу представитель власти острова Фукуок наладил спиритический контакт с Каодай, явившего себя в виде Святого Глаза. Он поделился с Нго Ван Тьеу новой философией, ритуалами и велел ему основать новую религию.  

Позднее, в 1925 году помимо Нго Ван Тьеу еще три чиновника вошли в контакт с духом, который, как выяснилось позже, называл себя Каодай. Бывший чиновник Ле Ван Чунг начал принимать участие в спиритических сеансах. Во время их проведения он получил благословение на создание новой религии от духа средневекового китайского ученого Ли Тай-Бо. Ле Ван Чунг решил посвятить жизнь медитации и соблюдению религиозных законов и поселился в горах.  В скором времени он познакомился с Нго Ван Тьеу и примкнул к небольшой группе его последователей. В 1926 году зародилась религия Каодай. 

2. Теория генетической связи и исторической преемственности Каодай с предшествующей традицией вьетнамского сектантства (неортодоксальный буддизм). Речь идет о том, что Каодай представляет собой естественно эволюционировавший буддизм. На построение иерархии и создание структуры повлияло западное течение, напоминающее католическое.

3. Теория искусственного создания религии французской колониальной администрацией. Католические миссионеры активно вели свою пропаганду в Индокитае. Однако в начале XX столетия стало ясно, что большинство населения не примет католическую веру из-за принятого повсеместно культа предков, который чужд христианству. Поэтому согласно этой версии, возник колониальный проект Каодай, включивший в себя католические меньшинства, секту хоахао и криминальное сообщество речных пиратов Бинь Сюйен, имевшее политическую значимость. На судебном разбирательстве по делу Каодай в 1978 году основателями религии названы губернатор Кохинхины Ле Фоль, офицеры разведки Боннэ и Латапи, а в числе лидеров значатся агенты французской спецслужбы.

Вероучение каодай

Вероучение каодай

Основные принципы этой религии можно сформулировать следующим образом:

  • религиозный синкретизм и толерантность по отношению к другим религиям, так как все они были созданы посланниками единого Бога;
  • спиритизм: вера в то, что с умершими можно установить общение на спиритических сеансах с помощью медиумов;
  • культ предков;
  • соблюдение гуманных и миролюбивых принципов, стремление к прекращению всех войн на земле;
  • все люди, независимо от пола, расы и социального статуса, равны;
  • аскетизм, который выражается в отказе от половых отношений и брака у духовенства, отказе от употребления мяса и алкоголя;
  • священнослужители и верующие «высшего уровня» должны придерживаться вегетарианства. Мирянам необязательно соблюдать это условие, но рекомендуется, особенно в новолуние и полнолуние;
  • стремление Каодай стать сначала мировой религией, а затем единственной для всего мира.

Дао мау

Это еще одно движение в рамках вьетнамской народной религии. Представляет собой появившееся во Вьетнаме в XVI столетии поклонение богиням-матерям.

Мнение о том, что Дао Мау ассоциируется с ритуалом медиумизма, широко распространенным в Азии, ошибочно. Он является одним из ритуалов этой религии, но не главным. Главной является церемония Hầu Bóng (дословно «служение святым размышлениям»), во время проведения которой жрецы подражают божествам внешне и своим поведением.

Коммунисты запретили проведение подобных ритуалов, посчитав их предрассудками. Однако в 1987 году они смягчились и вновь узаконили эти обряды. 

Поклонение богиням-матерям является официальным признанием роли женщин в обществе. В декабре 2016 года этот ритуал был включен в список ЮНЕСКО.

Третье движение в рамках вьетнамской народной религии, которое мы рассмотрим, будет хоахао. 

Хоахао

Это реформистское направление вьетнамского буддизма. Традиция зародилась во французских колониях южного Вьетнама. На него повлияли конфуцианство и культ предков.

Некоторые ученые считают, что хоахао появилось благодаря неортодоксальным буддийским сектам Тхьен дя хой и ряду других. 

В 1939 году Хюинь Фу Шо, который был родом из деревни Хоахао, что на юге Вьетнама, будто бы был озарен и основал школу хоахао. Его прозвали «Безумный Будда».

Особенности учения хоахао

Главными принципами школы хоахао является простота и, возможно, большее соответствие учению Будды Шакьямуни, чем в традиционном буддизме. Этические нормы содержатся в писаниях «Три устоя», «Пять добродетелей». В школе хоахао почитают предков, родителей, родину и «три сокровища» (Будда, дхарма, сангхи). 

Основные запреты распространяются на употребление алкоголя, опиума, торговлю ими, азартные игры, плач во время похорон, месть. 

Учение хоахао придерживается толерантных взглядов по отношению к другим религиям.

Сантальская религия

В традициях народов, проживающих на территории плато Чота-Нагпур в штатах Джаркханд, Бихар, Ассам и Чхаттисгарх, существуют священные рощи — сарна. Там живет божество Грамадевата. В его честь два раза в год люди совершают жертвоприношения. Основное число последователей принадлежит народам Байга, Хо, Курух, Мунда и Сантал.

Сантальская религия

Австроазиатские народные религии характеризуются похожими принципами и идеями. Они стремятся к гармонии с собой, природой, предками и обществом. Придерживаются пацифистских взглядов, но при этом стремятся к возрождению народной религии в целом.