адрес
630005, г. Новосибирск,
ул. Фрунзе, 88, оф. 1203
время работы
Ежедневно
09:00 до 18:00
почта
Пишите нам на почту
info_ru@7spsy.com

Австронезийские народные религии

16.05.2018 Автор: Психолог Павел Хорошутин

Австронезийские народные религии основаны на культе предков, поклонении духам и богам природы.

В целом они являются анимистическими религиями: их последователи верят, что все предметы, места и существа наделены духовной сущностью. Мифология разных культур и местностей отличается, но всех объединяет поклонение предкам, анимизм, шаманизм, вера в мир духов и всемогущих богов.

Австронезийские народы так же верят в ману — природную сверхъестественную силу, которой могут обладать люди, животные, предметы и духи. В австронезийских народных религиях есть заимствования из индуизма, буддизма, христианства и ислама.  

Австронезийские народные религии

Батакские пармалим и пемена

Термином «пармалим» называют современную форму традиционной религии батаков и ее последователей. Батак — совокупное название австронезийских этнических групп, которые населяют Северную Суматру и Индонезию. Они говорят на батакском языке. 

Движение пармалим зародилось в этнической группе тоба, самом многочисленном из народов батак. В конце XIX – начале XX столетия оно распространилось по батакским территориям. В наши дни большинство пармалимов принадлежат к народу тоба батак. 

По мнению некоторых исследователей, вероучение имеет сходства с исламом (например, запрет на употребление свинины и крови). Однако сами последователи батакского пармалим этот факт отрицают. 

Современные сторонники религии считают себя потомками последнего короля-жреца батаков Сисингамангараджи XII. В наши дни лидером движения является Раджа Марнаккок Найпоспос. Он считает, что пармалим безосновательно связывают с поклонением дьяволу. 

Еще одна этническая религия Индонезии — пемена. Ее придерживается народ каро. Она представляет собой поклонение разным типам божеств (девата) как мужским, так и женским. Все вокруг имеет своего девата. 

Даякские кахаринган и момолианизм

Кахаринган — анимистическая этническая религия даяков, одного из коренных народов острова Борнео. Большинство даяков следуют своим традиционным религиозным верованиям тайно, поскольку опасаются религиозных преследований.

Вероучение предполагает поклонение многим божествам и одному верховному богу. С большим почтением даяки относятся к природе. Символом веры является Древо Жизни с тремя ветвями с каждой стороны, по виду напоминающее копье. Оно символизирует верхний и духовный миры. Внизу находятся два сосуда, а наверху — птица-носорог и солнце. 

Даякский кахаринган включает в себя культ предков. Важным ритуалом являются вторые похороны (тива), которые проводят через несколько месяцев или лет после первых. Во время проведения обряда останки эксгумируют, очищают, а после помещают в красиво украшенный мавзолей (сандунг).

Еще одна религия острова Борнео — момолианство. Его придерживаются коренные народы государства Сабах. Согласно момолианству, земля является даром Создателя и центром Вселенной. 

В момолианстве установить контакт между миром духов и людей помогает боболианка — женщина с особыми способностями. Она общается со своими двойниками из духовного мира (сусукуон). Это взаимодействие помогает жителям общины в кризисных ситуациях. Сусукуон может контактировать с людьми напрямую при помощи человеческих органов чувств. Боболианки выполняют функцию традиционных целителей. 

Создателем мира в момолианстве считается бог Кинохинган. Он ждет от людей, что они будут вести праведную жизнь, которая не нарушает баланс между обоими мирами.

Малайская народная религия

Это анимистическая и политеистическая религия некоторых народов Малайзии. Приверженцы могут следовать религии открыто или тайно, это зависит от проводимых ими ритуалов. Малайская народная религия тесно связана с китайской народной религией.

В разных частях страны вера и обычаи могут различаться. Одна часть населения придерживается шаманизма, другая — анимизма, а некоторые народы обратились в ислам или христианство. 

Полинезийская религия

Эта религия представляет собой объединение схожих представлений и мифов народов Полинезии. Полинезийская мифология отличается от близких ей меланезийской и микронезийской сформированным, постоянным пантеоном богов. Почти все полинезийские религии почитают бога Тангароа как верховного бога. 

В полинезийской религии существует мифический герой Мауи. Он обучает людей ремеслам, приносит им огонь, убивает чудовищ, изготавливает орудия и оружие. Мауи обладает магической силой (маной). Он погибает в борьбе с богиней смерти за бессмертие людей.

Полинезийская религия

Гавайская религия

Гавайи являются частью Полинезии. Гавайцы придерживались традиционных представлений, мифов и сказаний, которые составляли основу гавайской религии. Она включала в себя анимистический политеизм, язычество, веру во множество богов и духов. В наши дни эта религия практически перестала существовать. Большинство современных гавайцев считаются католиками.

Гавайская религия

Религия маори

Еще одной языческой религией на территории Полинезии является религия маори, присущая одноименному коренному народу Новой Зеландии. Ее характерными признаками являются анимизм и культ предков. Мифология маори имеет сложную структуру, схожую с мифологией Полинезии. В целом последователи религии маори почитают полинезийских богов, хотя существуют и илиразличия внутри самого пантеона. Верховного бога Ио могут постигнуть только посвященные, прошедшие длительное обучение в полной изоляции, люди. 

Маори поклоняются ряду богов-прародителей. Их шаманы проводят большое количество значимых обрядов, как приуроченных к определенным церемониям, так и повседневных. Предки маори совершали жертвоприношения, были рабовладельцами и практиковали ритуальный каннибализм. 

Сумбанское марапу

Сумбанское марапу — это религия, распространенная на острове Сумба в Индонезии. У нее нет официального статуса, поэтому ее сторонники идентифицируют себя как христиане или мусульмане. Верующие считают, что жизнь в материальном мире временная, а вечная жизнь начнется после Судного дня. 

Сумбанское марапу основывается на представлении о жизненном балансе. Его символизирует Великая Мать и Великий Отец, принимающие форму луны и солнца. Они являются мужем и женой. Сумбанцы считают себя их потомками. 

Сунданский вивитан

Это этнорелигия сунданского народа. Верующие почитают природу и культ предков. Верховным божеством является живущий в высшем священном царстве Санг Хьянг Керса. Система ценностей состоит из написанных (правила и табу) и неписаных (внутреннее понимание веры) норм. Они подчеркивают необходимость духовного наставничества. Последователи сунданского вивитан совершают молитвы и ритуалы с помощью песен, пения пантун-сунда и танцев кидунг. В современном мире сунданцы могут быть христианами или мусульманами, но они не забывают свою традиционную этнорелигию. 

Филиппинские народные религии

Филиппинские народные религии представляют собой анимистические верования коренных этнических групп Филиппин. Они процветали в доколониальный период. В то время народы говорили на разных языках, поэтому формулировали свои религиозные убеждения по-разному. Но все же они имели общую структуру. 

Некоторые представители филиппинских народных религий почитают верховного бога-создателя или бога неба. Но человеку приблизиться к великим богам невозможно, поэтому люди направляли свое внимание на меньших богов или божеств-помощников. Они могли быть духами природы, духами-хранителями или божественными предками. 

У каждой этнической группы есть свое представление о человеческой душе. Как правило, у живого человека две или более души, от которых зависит физическое и психическое состояние.

Духовными лидерами доколониальных филиппинских народов были шаманы. Они были женщинами или женоподобными мужчинами. С помощью своих духовных наставников шаманы контактировали с божествами и миром духов во время проведения ритуалов. 

У древних филиппинцев и тех, кто придерживается филиппинских народных религий, нет храмов как таковых. Они заменены святилищами или домами духов, которые представляют собой небольшие конструкции, похожие на дома без стен или пагоды. 

Тагальская религия

Одной из самых широко распространенных филиппинских народных религий является тагальская религия. Численность тагальцев составляет примерно 30 миллионов человек.   

Их верования содержат элементы индуизма, буддизма и ислама. Многие местные религии существуют по сей день и именуются филиппинскими вариациями народного ислама и народного католицизма. 

Согласно тагальской религии, верховным богом является Батхала. Он обитает в небесном царстве и входит в число пяти главных божеств тагальского пантеона. 

Тагалоги считают, что человек обладает двумя формами души. Первая форма — какамбал, душа живого человека. После смерти какамбал становится второй формой души — калулува. Если умерший был плохим человеком, то калулува отправляется в Касанаан. Если же человек был хорошим при жизни, то вторая форма души возносится в Маку.

Яванский кеджавен

Это религия, распространенная на острове Ява, включающая в себя анимистические, буддийские и индуистские принципы. 

Яванский кеджавен представляет собой смешение метафизики, мистицизма и других эзотерических доктрин. Несмотря на то, что яванская культура толерантна и открыта для других религий, она перенимает только соответствующие ее культуре и характеру черты.

Последователям яванского кеджавена надлежит контролировать свои страсти, избегать богатства и удобств. Считается, что это поможет им достичь просветления и воссоединиться с духом Вселенной. 

У яванского кеджавена нет общепризнанных пророков и священных писаний — в отдельных ответвлениях они разнятся. Верующие одновременно могут быть последователями одной из официальных религий и яванского кеджавена.

Сторонники рассмотренных нами древних религии приспосабливаются в современном мире среди основных вероисповеданий: христианства, буддизма и ислама. Последователи австронезийских народных религий могут состоять в нескольких религиозных традициях. В целом это делается для того, чтобы избежать дискриминации и гонений. Пожилые люди расценивают обращение в официальные религии как предательство по отношению к предкам. Молодое население более прагматично: им это помогает в трудоустройстве и облегчает жизнь в обществе.