Среди этнических религий особенно выделяются верования австралийских аборигенов, адыгэ хабзэ, папуасская мифология и сибирский шаманизм.
Все они представляют собой верования и нормы поведения местных коренных народов.
Это религия живущих в наше время потомков коренных народов Австралии. Распространена преимущественно в северной части континента, полуострове Арнем-Ленд и в центральных землях. Хотя племена и разделяет большое расстояние, у них много общего.
Аборигены верят в существование божества-демиурга, сотворившего мир и поселившегося на небесах, подальше от людей. Однако, он или другие божества спускаются на землю, чтобы принять участие в обрядах посвящения.
Среди ученых есть мнение, что австралийцы в обычной жизни обращаются к герою-просветителю или созданиям, которые появились сами собой во «времена сновидений». Имеется в виду мифологическая эра, время, когда жили культурные герои и различные сущности, которые продолжали существовать в загробном мире. Они также живут на небе, но могут спускаться на землю при помощи лестницы или дерева. Эти существа — демиурги «второго творения», они создали земной рельеф и поселились там. Земной рельеф наделен священным смыслом — расположение лесов или гор может рассказать о деятельности первых существ. Закончив свои дела, они унесли с собой лестницу, что соединяла небеса и землю.
Далее Большой Змей поделился запретными священными знаниями с сестрами Ваувалук. Это явилось «третьим творением» — формирование культурного пространства мира.
Обряды посвящения австралийских аборигенов
Абориген постигает сакральную историю мира, проходя обряд инициации или во время ритуалов тайных культов кунапипи и джангавуль.
У девочек обряды связаны с первыми месячными и проходят не так болезненно, как у мальчиков. Обряды мальчиков символизируют переход к половому созреванию. Во время ритуала им нужно пережить боль, которая символизирует смерть. Это может быть либо обрезание, либо нанесение ритуальных ран и погружение в гипнотический сон, при помощи которого он «вспоминает», как зарождалось мироздание.
Человека, который желает стать шаманом сначала «убивает», потом «оперирует» группа мужчин-знахарей. Они «меняют» внутренние органы человека на органы из минералов. В то время как проводится эта «операция», шаман-новичок путешествует на небеса и в нижний мир. Затем, после возвращения к жизни, у шамана появляются новые, глубокие способности.
Важная роль в инициации принадлежит Радужному Змею, который живет в водоемах и охраняет там кварцевые кристаллы, упавшие с небес во «времена сновидений». Они необходимы людям, проводящим обряд, для новых внутренних органов шамана. Так как по радуге можно попасть с неба на землю, было запрещено купаться в водоемах, над которыми ее видели. Если несведущие нарушат этот запрет, то они могут забрать магические вещества себе.
В западной части материка в процессе проведения ритуала будущего шамана убивает водяная змея Вонамби. В Квинсленде в тело неофита змей вонзает сук или кусок кости. Его будут вытаскивать мужчины-знахари, когда по истечении нескольких дней будут «реанимировать» новичка.
Адыгэ хабзэ представляет собой свод неписаных правил и законов, этико-философскую доктрину адыгов (черкесов). В кодексе адыгэ хабзэ содержатся правовые нормы и моральные принципы для человека и общества. Он охватывает все сферы жизни от простых житейских ситуаций до дел государственной важности. Однако этот кодекс правил и законов был непостоянным и не был зафиксирован в каких-то писаниях.
В состав адыгэ хабзэ входит адыгство — совокупность этических норм, например: честь, порядочность, честность, внимательность, уважение старших и т. д.
Папуасы — коренные жители Новой Гвинеи, прилегающих островов и архипелагов Меланезии. Папуасская мифология объединяет автономные, местные, племенные или родовые системы. Ее можно рассматривать как местный вариант ранней мифологии.
Папуасская мифология — это система, находящаяся в синкретическом единстве с этнической культурой. Во всех сферах жизнедеятельности общества присутствуют мифологические элементы. У папуасов миф и норма поведения неразрывно связаны.
В устной форме сосредоточена малая часть папуасской мифологии. Большое значение имеют сложные для толкования из-за своего символизма обряды, танцы, ритуальные маски, одежда, орнаменты и т. д.
Папуасские верования сосредоточены на нескольких главных персонажах и действиях:
Роли предков и культурных героев похожи. Например, дема, которые сочетают в себе предков, культурных героев, духов и олицетворяют природные стихии.
Демиурги считаются существовавшими всегда. Широко распространены образы больших матерей и «первых» женщин. Некоторые мифические персонажи имеют дуальную природу.
Мифы о рождении предков содержат тотемические представления: рождение героя из семени животных. Как правило, папуасские мифические герои конфликтуют с коллективом и отправляются на поиски нового, чтобы реализовать в нем себя, устанавливая правила тотемной организации.
Демиурги и предки временно живут на небе. Затем они, взяв с собой культурные блага, спускаются на землю для того, чтобы создать мир.
Подземный мир связан со смертью, землей умерших духов. Взаимодействовать с этим миром можно через водоемы и ритуальные столбы, которые находятся в мужских и церемониальных домах. Земной мир герои создают как будто случайно — заливы появляются от удара магической палки, реки — от удара стрелы, острова — от бросания камней и т. д.
Папуасы верят в хозяев и духов природы. Они были представлены в виде змей, рептилий с несколькими головами и хвостами, а также других животных, которые имели черты человека или растения. Они защищали традиционный уклад жизни, давали добрые советы, но могли и наказывать: насылать болезни, сбивать с пути и т. д.
Шаманизм в Сибири — традиционная философия народов Сибири, которая признает человека частью космоса. Целью шаманизма является непосредственное мировосприятие, изучение связи человека и природы.
Шаманам отводилась важная роль в традиционном обществе. Их считали посредниками между миром людей и миром духов. Главными ритуалами для шаманов являлись обряды инициации, «увеличения сакральной силы» и становления «Большим шаманом».
Шаманы народов Дальнего Востока и Сибири разделены относительно их умений. Сильнейшими считались «железные» шаманы из Центральной и Восточной Сибири. Они были связаны с кузнечеством и пользовались железными атрибутами.
Южно-сибирские, якутские и бурятские шаманы делились на белых, совершающих обряды в Верхнем мире, и черных, совершающих обряды во всех мирах.
Шаманство северо-восточной Азии имело семейную форму и практиковало травестизм (ношение одежды и аксессуаров, свойственных противоположному полу). У народов Амура существовало родовое шаманство с производственной и календарной обрядностью.
У народов Западной Сибири сакральные лица были разделены: гадатели и предсказатели, певцы, шаманы.
Иногда шаманы подражают звукам природы, например, народы Саами.
Ритуальные песни являются саамским традиционным пением — йойк. В последнее время его исполняют только молодые шаманы.
Шаманизм в наши дни приобретает новые формы, новые прочтения древних мифов и ритуалов. В наши дни в Якутии, Туве, Хакасии и на Алтае существуют шаманские школы, в которых изучается традиционное наследие и его новое толкование.
Народы, которые придерживаются этнических религий, с помощью них обретают гармонию с самими собой, природой и исторической культурой. Каждая из религий имеет свои уникальные черты и особенности.