Философия индуизма берет свое начало на Индском субконтиненте, где она развивалась на протяжении двух тысячелетий после окончания ведийского периода.
Школы индуизма настолько многогранны, что охватывают как разумный, так и духовный подход к философии и религии. Всего насчитывается шесть ортодоксальных, теистических школ индийской философии, которые впоследствии стали относиться к классическому индуизму.
Логические школы индуизма
Цель логических индуистских школ — доказательство того, что материальные вещи существуют независимо от их восприятия разумом. К таким направлениям относятся ньяя и вайшешика.
Ньяя — реалистическая философия, согласно которой все объекты внешнего мира существуют независимо от познания умом. Учение философской школы ньяя основывается, главным образом, на законах логики. Ее базовый текст — «Ньяя-сутра».
Основатели ньяйи — мыслители Готама (Гаутама) и Акшапада. Суть ньяйи заключается в изучении условий правильного мышления и средств познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания:
В качестве объекта познания ньяя рассматривает собственное я, тело, чувства и их объекты, познавательную способность, ум, деятельность, умственные недостатки, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свободу от страданий.
Собственное я (атман) — это самостоятельная субстанция, отличная от ума и тела. Сознание — это случайное, побочное свойство, которое становится неограниченным в состоянии освобождения. Освобождение — это абсолютное прекращение всех мучений и страданий, достигаемое через правильное познание действительности.
Приверженцы школы ньяя считают Бога первопричиной образования, сохранения и разрушения мира. Он создает мир из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ.
Вайшешика («отличный, выделяющийся») — система индийской философии, получившая название от «вишеша» — «различие», «особенность».
Ортодоксальная философская школа вайшешика придерживается анатомической теории. Она гласит, что мир происходит из атомов, соединившихся друг с другом по воле высшего существа. Согласно положениям «Вайшешика-сутры», познание мира достигается посредством шести положительных (бхава) общих категорий мышления:
Седьмая категория (абхава) — отрицательная.
Учение вайшешика признает точку зрения буддистов относительно восприятия и логического вывода как источников познания. К непреложным фактам школа относит души и субстанции, не участвуя в решении теологических вопросов.
Философы-вайшешики разделяют все объекты на два класса — бытие и небытие. В первый входит все, что относится к положительным реальностям (существующие предметы, ум, душа и др.). Существуют шесть положительных реальностей, соответствующих перечисленным положительным категориям мышления.
Второй класс составляют все отрицательные факты (например, несуществующие вещи), относящиеся к седьмой категории — небытие.
Ньяя и вайшешика преследуют одну цель — освобождение индивидуального я, которое означает абсолютное прекращение страданий. Освобождение достигается через правильное познание реальности, так как в ее незнании кроется коренная причина всякой боли и страдания. Школы различаются между собой в вопросе независимых источников познания и количестве признанных категорий реальности.
В индуистской философии также существуют школы, признающие равенство духа и материи в вопросе познания мира. К ним относятся санкхья и миманса.
Санкхья («исчисление») считается древнейшей ортодоксальной системой индуизма, основанной древнеиндийским ведийским мудрецом Капилой. Согласно ее учению, в мире действует два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). В этом заключается дуализм философской школы санкхья. Исходя из этой идеи, задача санкхьи — отвлечь дух от материи.
Источником достоверного знания о школе являются три праманы (меры).
Исходная точка в понимании материи — это учение о наличии следствия в причине. Дуализм философской школы санкхья заключается в идее о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруши (неопредмеченного сознания, познающего материю) и пракрити (бессознательного источника мира объектов).
Пуруша — это также чистое сознание, абсолютная, неизменная и непознаваемая реальность. Пракрити — это безграничная первопричина всех объектов в мире, не наделенная сознанием, которая состоит из трех гун:
Когда гуны находятся в состоянии равновесия, развитие невозможно. При нарушении равновесия под воздействием пуруши образуются различные комбинации, порождающие мир объектов.
Миманса («исследование», «изучение», «размышление») — ортодоксальная школа индуизма, базирующаяся на ритуализме, ортопраксии (установке на «правильное действие»), антиаскетизме и антимистицизме. Учение оказало значительное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.
Основная цель индийской школы миманса — разъяснение природы дхармы (обязательного исполнения набора ритуалов, выполняемых конкретным образом). Миманса отрицает достижение мокши (освобождения) как цель жизни, не признает существование Бога-творца и управителя Вселенной.
Основополагающий текст философии мимансы — «Пурва-миманса-сутра», составленная Джаймини приблизительно в III-II вв. до н. э.
Миманса утверждает самодостоверность и законность всего познания как такового. Ее приверженцы считают, что знание достоверно в силу самого факта. То, что требует доказательств, не является истинным знанием, но ошибочно за него принимается.
Философы школы мимансы признают реальность и вечность мира, а также составляющих его материальных элементов и душ (атман). Они, как и все объекты, подчиняются закону кармы. При этом приверженцы школы отрицают необходимость бытия Бога-творца.
Согласно учению, бытие мира сводится к восьми категориям существования:
Метафизике мимансы свойственны реализм и плюрализм.
Помимо изучения происхождения мира и его материй, некоторые индуистские школы уделяли особое внимание вопросам, касающимся души человека и смысла его пребывания во Вселенной. На решении подобных задач специализируются школы веданта и йога.
Ведантой («окончание Вед», «конечное знание») называется ряд философско-религиозных традиций в индуизме, объединенных темами, предметом и, частично, основополагающими текстами с написанными к ним комментариями.
Веданта, как и ведийские писания, на которые она опирается, сосредоточена на самопознании — понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины в личностном (Бхагаван) и безличном (Брахман) аспекте. Основа идеи веданты — философия Упанишад. Существует несколько школ Древней Индии веданты, сосредоточенных на особенностях восприятия Бога:
Древнеиндийская школа веданта приводит к состоянию самосознания или космического сознания. Она понимается как духовное и абсолютно недоступное для осознания состояние и не относится к тем концепциям, смысл которых достигается при помощи предметов материального мира.
Йога — одна из шести ортодоксальных индуистских школ, основные цели которой:
Основной текст теории и практики йоги именуется «Йога-сутры» Патанджали.
В широком смысле, йога — это совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма для достижения человеком возвышенного духовного и психического состояния.
По большей части философия йоги направлена на работу с умом, поскольку именно он управляет всей психофизической структурой человека. Практики йоги помогают индивиду установить контроль над умом. Для объединения ума и тела человеку необходимо пройти восемь ступеней:
С развитием школы йоги внутри нее образовалось несколько направлений, специализирующихся на разных аспектах самосовершенствования личности.
Практика бхакти-йоги направлена на взращивание в сердце любви к Богу посредством бхакти — преданного служения. Сахаджа-йога способствует духовному развитию индивида через пробуждение кундалини, после чего он получает самореализацию. Приверженцы сурат-шабд-йоги верят в то, что она позволяет выйти из круга перерождений (сансары) и ослабляет закон кармы при условии соблюдения нравственного образа жизни и бескорыстного служения (сева).
В тантрической йоге используются особые тайные практики и инициации, приводящие к освобождению и духовному развитию. Хатха-йога рассматривается как набор психофизических техник, позволяющих успокоить колебания ума и подготовиться к практике классической йоги.
Ортодоксальные школы индуизма всесторонне раскрывают особенности возникновения и устройства мира, роль Бога в создании всего сущего. В них также отводится не последняя роль человеку и способам, через которые он может сделать свою жизнь более нравственной, обрести вселенскую мудрость и освободиться от страданий.