Джайнизм – древнейшая дхармическая религия. Она появилась на рубеже IX-VI веков до нашей эры в Индии. Данное религиозное направление возникло параллельно буддизму.
Основателем направления является Вардхамана – философ и проповедник, считавший себя достигшим наивысших ступеней духовного познания.
Главный аспект вероучений джайнизма – любое существо (джива) является носителем вечной души. Главная цель – совершенствование души, освобождение от череды перерождений, которую называют сансарой, и достичь высшей цели – открытие истинной души человека (Нирвана) и достижение всеведения. Слово «Нирвана» произошло из санскритского, обозначающего «угасание» или «отсутствие волнений».
Последователи данной религии – джайны. Высший статус в данной религии – джина (титул религиозных учителей, достигших просветления). Совершенные знания, восприятие и поведение именуются тремя драгоценностями данной религии. Учение двадцати четырех особых джин – основа практики джайнов. Данные джины именуются тиртханкарами (или создателями переправы). Существует еще одно значение этого слова, оно обозначает тех, кто нашел и показал путь к спасению.
Необходимо отметить, что согласно учению в соответствии с циклическими процессами вселенной душа проходит целый ряд стадий перерождения, включая возможность воплощения в виде нечеловеческой формы, например, насекомые или растения.
В джайнизме отсутствует понятия высшего создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная является самодостаточной, каждая душа личными стараниями может достичь просветления. Достигая этой ступени, достигается состояние дживы, или освобожденной души.
Джины, ариханты, тиртханкары – это божества джайнизма.
Основная мантра (молитва) джайнизма называется Навокар. Ее суть в том, что поющий или произносящий ее человек демонстрирует свое уважение к арихантам (просветленным душам, но еще находящимся в физически живущих на данный момент времени людях), сиддхам (абсолютно свободным душам), ачарьям (учителям и монахам).
Джайнизм проповедует несколько основных религиозных принципов.
Во всех принципах джайнизма присутствует необходимость самоконтроля чувств и развития мудрости с целью уменьшения зависимости от соблазнов материального мира. Ненависть, невежество и насилие – угроза отсутствию самоконтроля.
Цель джайнизма – открытие истинной природы души человека через путь освобождения от последствий поступков (кармы), которые возникают по причине неправильных мыслей, действий или слов.
В соответствии со степенью соблюдения принципов джайнизма, последователи делятся на две категории – монахи и миряне. Миряне придерживаются лишь моральных норм, тогда как монахи живут в условиях жесткого аскетизма. Следует отметить, что степень суровости аскетизма в джайнизме самая высокая по сравнению со всеми индийскими религиями. Основное отличие – жизнь монаха на одном месте не должна быть длительной. Одежда монаха должна быть предельно простой. Одно из строгих ограничений – абсолютный запрет на ношение волос.
Высокая степень аскетизма была основной причиной медленного распространения данной религии во времена ее зарождения и становления.
Основой культуры джайнизма являются священные книги – Анга и канон шветамбаров. Первые варианты священных писаний датируют IV веком до нашей эры. Необходимо отметить, что наиболее канонические направления джайнизма признают лишь некоторые части древних трактатов. Также одной из почитаемых сочинений является Тируккурал (Священные Куралы) – философские афоризмы в стихотворной форме, написанные мыслителем Тируваллуваром.
Каноны джайнизма проповедуют жесткий аскетизм, налагают большие ограничения на жизнь людей, принявших его, как религию. Даже миряне не имеют права заниматься охотой, рыболовством, скотоводством и даже земледелием. В связи с этим количество последователей данной религии невелико, на сегодня самая крупная община в Индии насчитывает не более 6 миллионов человек.
Несмотря на всю сложность жизни джайнов, данная религия находит своих последователей далеко за пределами Индии. Существуют общины джайнизма в Северной Америке, в Австралии и на Дальнем Востоке.