Религиозные верования коренных народов Северной Америки основываются на многочисленных мифах и сказаниях.
Первостепенно религия индейцев опирается на повествования о природе. Индейцы присваивают религиозный символизм смене сезонов и погоды, растениям, животным, стихиям земли, неба, огня и воды.
Традиционные обряды поклонения духам у индейцев проходят во время общих собраний племен и сопровождаются танцами, песнопениями, ритмами и переходами в состояние транса.
В классификацию верований отдельных племен традиционно включают 9 направлений:
В этой статье мы кратко раскроем особенности отдельных ветвей религии индейцев Америки, в том числе религии инков, майя и ацтеков.
Содержание:
Религиозные сказания и обряды индейцев разнятся в зависимости от географии расселения и традиций отдельных племен. Однако рассказы о творении, коллективные воспоминания о древних предках, почитание Земли и представление о едином, сверхразумном и всевидящем Великом Духе характерны для большинства ветвей религии американских индейцев.
В алгонскую подгруппу входят племена абенаки, анишинаабе, кри и ленапе. Алгонские индейцы жили в окрестностях Великих Озер на Северо-востоке США.
Религия абенаки признает высшими божествами Табалдака (Господа) и Нивасковоган (Великого Духа). Согласно поверьям абенаки, Великий Дух призвал гигантскую черепаху Толба из космических вод и создал Землю на ее панцире.
Согласно делаварской религии племени ленапе Верховный Дух Кишеламаканк создал духов-помощников, Дедов Севера, Востока и Запада, и Бабушку Юга. Вместе они создали Землю.
Религии анишинаабе характерны охотничьи культы, культы покровительствующих духов и тотемов. Верховное божество анишинаабе — Гитчи-Маниту. Большим почитанием окружены шаманы, представители сообщества знахарей, таких как Мидевивин.
На западном побережье Онтарио в прериях Канады большое распространение получила религия кри. Обряды кри чаще связаны с охотой. Самый важный обряд, который сопровождается танцами, молитвами и постом, — Пляска Солнца.
Индейцами прерий называют племена блэкфут (черноногие), кроу, лакота, пауни и другие. Исторически они населяли территорию штатов Монтана, Альберта, Дакота и Небраска. Большая часть индейцев прерий разговаривали на языках сиу. В источниках по этнографии индейцев прерий можно встретить определения «сиуанские народы» и «сиуанские религии».
Согласно религии блэкфут Напиа (Бог-Солнце) сотворил землю, человека и всех существ из грязи, добытой из пасти черепахи. В религии лакота великое творение случилось по воле Иньяна (Бога-Скалы). Он создал землю, чтобы обуздать свою силу, и принес в жертву большую часть своей крови, которая стала водой.
В эту группу входят не только верования племен криков и ирокезов, но и других племен Юго-Востока и Северо-Востока США: чероки, чокто, виннебаго, гурон, сенека.
Крикская религия исходит из того, что изначально в мире существовала только вода. Единственной частью суши был глиняный холм, на котором жил Хесакетвмезе (Владыка Дыхания). Он произвел на свет Брата-Луну и Сестру-Солнце и сотворил человечество из глины.
По версии ирокезской религии, земля была мыслью Хагведию (Бога Добра и Света), правителя огромного острова, парящего над облаками.
Гуронская религия построена на принципах шаманизма и анимизма — веры в существование духов и души, присущей каждому творению и явлению природы. Гуроны проводили причастие с воскурением табака. Это один из сохранившихся обрядов, который уходит корнями к религии древних индейцев.
В религии индейцев Северной Америки образ главного божества иногда предстает в женском обличии. Один из примеров — религия сенека. Сенека почитают «одаренную древним телом» Игентчи, Мать-Землю или Первую Мать.
Религия чероки близка к космологии. Она исходит из представления Вселенной, которая состоит из трех связанных между собой миров: Верхнего и Нижнего мира духов и мира людей.
Признаки космологической системы есть и в чоктавской религии. Чокто считают солнце существом, наделенным жизнью. Огонь приближает людей к нему, он обладает разумом и постоянно находится в контакте с солнцем.
Религия индейцев северной части континента хранит в своей основе мифы эскимосов, цимшианов и хайда. Традиционные религиозные практики эскимосов построены на анимизме и шаманизме. Религия хайда также является анимистической, ее центральный персонаж — Ворон. Он обладает силой и могуществом творца: освободил солнце, создал землю Хайда-Гвайи, звезды и луну. Главенство образа Ворона поддерживает и цимшианская религия.
На территории острова Ванкувер и центрального побережья Британской Колумбии распространялись верования племен квакиутл, нутка, лумми и салишей.
В религии квакиутл мы вновь встречаем образ Ворона. По поверью квакиутл, Ворон летел над бескрайним морем и, не найдя места для приземления, решил создать острова, бросив в воду мелкие камешки. Затем Ворон создал деревья и траву. Первых мужчину и женщину он сотворил из дерева и глины.
В религии нутка четко прослеживается влияние китобойного промысла. До наших дней дошли легенды нутка о морских чудовищах с упоминанием Осьминога как антагониста Ворона.
Исторически на территории Северной Калифорнии селились племена помо, юте, олоне и мивок.
Мивокская религия отдает роль творца Койоту. По одной из легенд мивок, Дух Койот махнул хвостом в четырех направлениях: юг, восток, север и запад. Там, где был Койот, высохла вода и появилась земля.
В религии олони также упоминаются сверхъестественные антропоморфные существа с именами местных птиц и животных: койота, орла, колибри, ястреба. Есть несколько мифов о сотворении мира и человека, в которых они выступают творцами.
Помоанская религия основана на легендах о противостояниях Койота и Кугар (Пумы) и Койота и Ящерицы, в результате которых появился мир людей.
Религия юте представляет творца человекоподобным. Старик Покох создал разные племена из почвы. Он не хотел, чтобы люди скитались и путешествовали. Каждому индейцу юте надлежало жить и умереть на родной земле.
Религия индейцев Юго-западного побережья Северной Америки сформирована племенами навахо, хопи и зуни.
По религии навахо или дене, как называют себя представители племени, существуют земные и святые люди. Дене верят, что перед попаданием на Землю они прошли три других мира, Земля считается четвертым.
Большинство легенд о создании мира в религии хопи сосредоточено вокруг отца-создателя Тава, Духа Солнца. Священной ролью Матери наделена Кукуруза: люди питаются ей, она становится их плотью как материнское молоко становится плотью ребенка.
Космологическая религия зуни ставит во главу великого творения Авонавилона, Всеотца, Создателя и Повелителя Всего. Он стал Отцом-Солнцем. Великие Воды образовали Мать-Землю и Отца-Небо, они произвели людей и всех существ.
Религии майя и ацтеков входят в группу Мезоамериканских религий. Мезоамерикой называют историко-культурный регион, который географически охватывает территорию Центральной Америки от центра Мексики до Никарагуа и Гондураса.
Религия древних майя известна своими космологическими объяснениями существования пространства и времени и творения жизни на земле, а также суевериями, основанными на циклах сельского хозяйствования.
Ацтекская религия поддерживает несколько мифов о сотворении. Наиболее распространенный из них говорит о том, что нынешнему миру предшествовали четыре великих века, и каждый завершился апокалипсисом. Боги собрались, чтобы принести себя в жертву и создать пятый век. Пантеон ацтеков насчитывает порядка сотни богов, олицетворяющих собой явления природы, животных, богов-покровителей ремесел, предметов и состояний.
Религии майя и ацтеков на сегодняшний день вызывают большой интерес этнографов и поддерживаются общинами потомков или теми, кто отождествляет себя с ними.
Говоря о цивилизации Мезоамерики, реже упоминают племя тараско (оно же — пурепеча). Пурепеча славились могуществом в доколумбову эпоху и враждовали с ацтеками. Однако религия пурепеча была схожа с ацтекской. Они также почитали множество богов, каждый из которых ассоциировался с определенным цветом, атрибутом, тотемом и календарным днем.
Южную Америку населяли племена чоно, уильиче, гуарани, арауканы, инки, чибча (муиски).
Центральный образ в исконно арауканской религии отведен верховному богу-громовнику Пильяну. Большая часть современных арауканов — католики, однако с 1990-х годов потомки древних мапуче (так называют себя сами представители племени) взяли курс на возрождение традиционных культов.
Чоно и уильиче следовали религии чилоэ, название происходит от одноименного тихоокеанского острова в южной части Чили. Потомки племени чоно не дожили до наших дней, а уильиче ассимилировались. Информации о постулатах исконной чилоэ практически не осталось. Известно, что на чоно большое влияние оказали христиане-иезуиты.
Сведения о мифологии муисков были практически полностью утрачены. Это стало естественным следствием гибели народа с приходом испанцев в Южную Америку. Некоторые свидетельства дошли до наших дней благодаря записям хронистов. Вершиной пантеона муисков был бог Чиминигагуа, создатель Вселенной. Он сотворил солнце, луну, землю и все живое.
Письменные источники мифологии гуарани также не сохранились. По некоторым данным, среди гуарани ходила легенда о высшем Боге-Всесоздателе Тупаа и Богине Луны Араси, которые объединились и создали все живое.
Особенностью религии инков является ее эклектичность. В ней сочетаются и наслаиваются мифы и легенды цивилизаций, которые оставили свой след на территории Южной Америки. Среди них были кечуа, юнки, наска, чиму и многие другие. Пантеон религии инков, как у майя и ацтеков, многолик, а некоторые боги покровительствуют одним и тем же сущностям. Это связано с политикой инков в отношении завоеванных племен. Инки не запрещали верить в иных богов, а напротив, причисляли их к своему пантеону.
На сегодняшний день сложно дать однозначный ответ на вопрос «Какая религия у индейцев?». Часть коренных племен исчезли, часть ассимилировались и проповедуют христианство. Среди индейцев, проживающих на территории США, имеет вес Церковь коренных американцев, основанная в конце XIX века в штате Оклахома. Ее вероучение можно охарактеризовать как смесь индейских религий и христианства. Потомки древних ирокезов проповедуют религию «длинного дома», в учениях которой христианская доктрина сочетается с культом плодородия.