адрес
630005, г. Новосибирск,
ул. Фрунзе, 88, оф. 1203
время работы
Ежедневно
09:00 до 18:00
почта
Пишите нам на почту
info_ru@7spsy.com

Китайские народные религии

17.05.2018 Автор: Психолог Павел Хорошутин

Китайская народная религия или шэнизм («божество, дух») — комплекс религиозных представлений, образовавшийся в ходе исторического развития китайской цивилизации.

Представителей шэнизма объединяет вера в четыре основные категории: небо (источник нравственных смыслов), ци (созидающая сила и энергия мироздания), почитание предков, воздаяние за совершенные действия.

Народная религия в Китае представлена множеством местных, деревенских, клановых учений и сект, к которым власть относилась терпимо до тех пор, пока они не нарушали существовавший государственный режим.

Содержание:

  1. Китайский даосизм и его формы 
  2. Мистические китайские народные религии
  • Нуо
  • Луоизм

      3. Китайские народные секты 

  • Фалуньгун
  • Назад в Иерусалим!
  • Восточная молния

Китайский даосизм и его формы

В Китае даосизм обрел присущие этой стране ментальные особенности.

По большей части среди крестьян возникло учение под названием «народный даосизм». Постепенно, на протяжении веков, все древние суеверия, верования, божества, духи, культы и обряды становились даосскими. Китайский народный даосизм отличался:

  • скудным запасом теоретических знаний;
  • посвящением адептами большей части своего времени повседневным практикам;
  • универсальностью и беспринципностью, выразившимися в расширенном даосском пантеоне (в него входило множество божеств, святых личностей из даосизма, буддизма, конфуцианства и других религиозно-философских систем);
  • посредничеством даосских жрецов, монахов, магов и гадателей между людьми и духами народного пантеона.

Помимо народного даосизма существовала народная религия Яо, которая была глубоко переплетена с даосизмом, начиная с XIII в. Яо — это этнический народ, проживающий в Гуанси, Хунане и прилегающих провинциях Китая.

Народ Яо поклоняется божествам канонического даосизма. Прежде всего он почитает Трех Чистых — три эманации Тайшан Лао Цзюня: Юйцин («Нефритовая Чистота»), Тайцин («Великая Чистота») и Шанцин («Высшая Чистота»). Другие, меньшие божества, которым поклоняются представители Яо, относятся к их собственной исконной религии, существовавшей до даосизма.

Китайский даосизм

Даосизм Яо является общинной религией по той причине, что все взрослые мужчины этой народности инициированы как даосы (адепты). В отличие от него, китайский даосизм представляет собой орден священников, отделившийся от общей китайской народной религии.

Народ Яо соблюдает такой обряд даосизма, как сооружение домашнего алтаря богов в месте, хорошо просматриваемом с главного входа. Это делается с целью приветствия духов. Еще один обряд — составление списка имен предков семьи на табличке, которую помещают на жертвенник, или использование их изображений вместо табличек.

Наряду с даосизмом, в Китае существовала еще одна синкретическая религия — Игуаньдао. Она считается наиболее крупной и влиятельной современной китайской религиозной организацией. Истоки учения Игуаньдао берут свое начало из времен Паньгу  героя китайских мифов, отделившего Небо от Земли.

Мистические китайские народные религии

Игуаньдао следует принципу «соединения пяти учений»: конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство и ислам. Вероучение, практика и пантеон первых трех религий значительно повлияли на основы жизни Игуаньдао. 

Мистические китайские народные религии

Некоторые религиозные течения в Китае отличались чрезмерным мистицизмом — верой в сверхъестественные силы, воздействующие на человека. Среди них можно назвать народную религию Нуо и Луоизм.

Нуо

Народная религия Нуо — широко распространенная в Китае религия экзорцизма, в которую вплетена собственная система храмов, ритуалов, орденов священников и богов. Религия Нуо носит межэтнический характер и практикуется в центральном и южном Китае. Она сформировалась под значительным влиянием идей даосизма. В современном мире религия Нуо официально признана центральным правительством. 

Первоначальное значение термина «нуо» — экзорцизм. Ритуалы Нуо представляют собой эффективные методы поклонения Владыке Нуо и Госпоже Нуо. Жрецы Нуо делятся на шаманов и их исторических предшественников — мастеров, помогающих астральному квадрату.

Космология Нуо (учение об общих закономерностях строения Вселенной) основана на теории инь и янь. Она гласит, что в мире потенциальность и действительность, природа и сверхприрода образуют закономерную двойственность, т.е. упорядоченность Вселенной подобно инь и янь.

Также последователи Нуо придерживаются мифологии о высшей Богине Тиансиан, которая с момента зарождения человечества участвует в диалоге между духовным и материальным миром.

Поклонение Нуо основано на почитании предков. Затем на очереди —   Нефритовое Божество и Три Чистых. Практика духовного взаимодействия с каждым жителем божественного пантеона сопровождается определенным ритуалом. Все обряды проводятся в отдельных храмах или частных алтарях. Часто церемонии Нуо включают в себя танцевальные представления, песни, жертвоприношения и оперу. 

Главная задача практик Нуо — усилить могущество богов для того, чтобы они могли изгонять злых духов.

Луоизм

Луоизм или Луодао («Путь Луо») — одна из китайских народных религиозных традиций и сектантских организаций, восходящая к мистику и проповеднику Луо Мэнхуну. Движение Луоизм считается наиболее важным и влиятельным в китайской традиции спасения.

Родоначальник учения Луо Мэнхун однажды, в возрасте сорока лет, понял, что достиг просветления — осознанности, соединенной с абсолютным принципом реальности.  В 1527 г. впервые был напечатан его труд «Пять наставлений в шести книгах», посвященный Луоизму. Тексты Луо характеризуются тем, что стирают различия между мирянами и духовенством, высшими и низшими слоями, мужчинами и женщинами.

Доктрина Луоизма основана на абсолютном принципе Вселенной, который является центром смысла и поклонения («Истинная пустота»). Также существовали другие категории источника бытия:

  • «Безграничный»;
  • «Истинная реальность»;
  • «Древние пробудившиеся».

С XVII в. внимание луоистов было сконцентрировано на богине Нерожденной Преподобной Матери. Все их символы веры объединены в «драгоценных свитках» Баоцзюань, написанных в жанре, сочетающем прозу и стихи. 

В луоистских писаниях символ ушэн («нерожденый») — это состояние, в котором нет ни рождения ни смерти. С его помощью достигается просветление и появляется возможность к спасению. Спасение — это осознание человеком своей истинной природы. 

Китайские народные секты

Китайские народные секты — это религиозные традиции, для которых характерна забота о спасении (нравственном удовлетворении) человека и общества. Среди китайских народных сект наиболее примечательны организации «Фалуньгун», «Назад в Иерусалим» и «Восточная молния».

Фалуньгун

Фалуньгун («духовная энергия колеса закона») — новое религиозное движение, приверженцы которого практикуют традиционную китайскую гимнастику цигун в сочетании с элементами буддизма, даосизма, конфуцианства и китайских народных верований. Для них существует всего три главные ценности, которые являются мерилом правильного и неправильного, а также высшим проявлением дао и дхармы:

  • чжэнь — истина;
  • шань — сострадание;
  • жэнь — терпение. 

Цель практики Фалуньгун — помощь практикующему в его духовном росте при помощи физических упражнений и медитации, при условии его следования трем нравственным ценностям. Практика состоит из двух частей: выполнение упражнений и улучшение собственного «Синьсин» (характера, темперамента, выдержки).

В материковом Китае с 1999 г. деятельность движения Фалуньгун полностью запрещена и карается уголовным законодательством.

Назад в иерусалим!

Народная китайская секта с явно призывающим названием представляет собой миссионерское движение, созданное для обращения в христианство буддистов, индуистов и мусульман, живущих между Китаем и Иерусалимом. Сторонники движения верят в их избранность Богом для создания братства во всех странах, городах, поселках и этнических группах, расположенных между этими двумя странами.

Идейными вдохновителями радикального движения стали китайские студенты Северо-Западного Библейского института. В период правительственных репрессий сектантское движение ушло в подполье. С 2003 г. движение «Назад в Иерусалим!» обрело международный характер во главе с одной из китайских «домашних церквей» Лю Чжэньина («Брата Юнь»). Он утверждает, что движение занимается проповедью Евангелие в пятидесяти одной стране посредством сотни тысяч миссионеров, распространившихся по всему Великому шелковому пути.

Восточная молния

Восточная молния или Церковь Всемогущего Бога — новое религиозное движение, основанное на идее о том, что Иисус Христос вернулся на землю в наши дни как воплощенный могущественный Бог. Он представляет собой не мужчину, а женщину-китаянку.

Религия рассматривается властями как «Сэ Цзяо» — «культ зла». Из-за своих экстравагантных поступков приверженцы Восточной Молнии обвиняются в различных преступлениях (например, знаменитое ритуальное убийство в Макдональдсе в Чжаоюань). Церковь отвергает все выдвинутые обвинения.

Восточной молнией сторонники секты называют пришествие Иисуса Христа на востоке Китая для открытия Третьего Периода Царства, следующего за Периодом Закона (время Ветхого Завета) и Периодом Благодати от рождения Иисуса до его пришествия в XX в.

Со второй половины XX в. некоторые синкретические китайские народные религии и секты рассматривались властями как механизм сохранения традиционной китайской культуры. Поэтому каждое религиозное течение внесло свой вклад в формирование особенной, наделенной многообразными духовными элементами, китайской цивилизации.