Китайская народная религия или шэнизм («божество, дух») — комплекс религиозных представлений, образовавшийся в ходе исторического развития китайской цивилизации.
Представителей шэнизма объединяет вера в четыре основные категории: небо (источник нравственных смыслов), ци (созидающая сила и энергия мироздания), почитание предков, воздаяние за совершенные действия.
Народная религия в Китае представлена множеством местных, деревенских, клановых учений и сект, к которым власть относилась терпимо до тех пор, пока они не нарушали существовавший государственный режим.
Содержание:
3. Китайские народные секты
В Китае даосизм обрел присущие этой стране ментальные особенности.
По большей части среди крестьян возникло учение под названием «народный даосизм». Постепенно, на протяжении веков, все древние суеверия, верования, божества, духи, культы и обряды становились даосскими. Китайский народный даосизм отличался:
Помимо народного даосизма существовала народная религия Яо, которая была глубоко переплетена с даосизмом, начиная с XIII в. Яо — это этнический народ, проживающий в Гуанси, Хунане и прилегающих провинциях Китая.
Народ Яо поклоняется божествам канонического даосизма. Прежде всего он почитает Трех Чистых — три эманации Тайшан Лао Цзюня: Юйцин («Нефритовая Чистота»), Тайцин («Великая Чистота») и Шанцин («Высшая Чистота»). Другие, меньшие божества, которым поклоняются представители Яо, относятся к их собственной исконной религии, существовавшей до даосизма.
Даосизм Яо является общинной религией по той причине, что все взрослые мужчины этой народности инициированы как даосы (адепты). В отличие от него, китайский даосизм представляет собой орден священников, отделившийся от общей китайской народной религии.
Народ Яо соблюдает такой обряд даосизма, как сооружение домашнего алтаря богов в месте, хорошо просматриваемом с главного входа. Это делается с целью приветствия духов. Еще один обряд — составление списка имен предков семьи на табличке, которую помещают на жертвенник, или использование их изображений вместо табличек.
Наряду с даосизмом, в Китае существовала еще одна синкретическая религия — Игуаньдао. Она считается наиболее крупной и влиятельной современной китайской религиозной организацией. Истоки учения Игуаньдао берут свое начало из времен Паньгу — героя китайских мифов, отделившего Небо от Земли.
Игуаньдао следует принципу «соединения пяти учений»: конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство и ислам. Вероучение, практика и пантеон первых трех религий значительно повлияли на основы жизни Игуаньдао.
Некоторые религиозные течения в Китае отличались чрезмерным мистицизмом — верой в сверхъестественные силы, воздействующие на человека. Среди них можно назвать народную религию Нуо и Луоизм.
Народная религия Нуо — широко распространенная в Китае религия экзорцизма, в которую вплетена собственная система храмов, ритуалов, орденов священников и богов. Религия Нуо носит межэтнический характер и практикуется в центральном и южном Китае. Она сформировалась под значительным влиянием идей даосизма. В современном мире религия Нуо официально признана центральным правительством.
Первоначальное значение термина «нуо» — экзорцизм. Ритуалы Нуо представляют собой эффективные методы поклонения Владыке Нуо и Госпоже Нуо. Жрецы Нуо делятся на шаманов и их исторических предшественников — мастеров, помогающих астральному квадрату.
Космология Нуо (учение об общих закономерностях строения Вселенной) основана на теории инь и янь. Она гласит, что в мире потенциальность и действительность, природа и сверхприрода образуют закономерную двойственность, т.е. упорядоченность Вселенной подобно инь и янь.
Также последователи Нуо придерживаются мифологии о высшей Богине Тиансиан, которая с момента зарождения человечества участвует в диалоге между духовным и материальным миром.
Поклонение Нуо основано на почитании предков. Затем на очереди — Нефритовое Божество и Три Чистых. Практика духовного взаимодействия с каждым жителем божественного пантеона сопровождается определенным ритуалом. Все обряды проводятся в отдельных храмах или частных алтарях. Часто церемонии Нуо включают в себя танцевальные представления, песни, жертвоприношения и оперу.
Главная задача практик Нуо — усилить могущество богов для того, чтобы они могли изгонять злых духов.
Луоизм или Луодао («Путь Луо») — одна из китайских народных религиозных традиций и сектантских организаций, восходящая к мистику и проповеднику Луо Мэнхуну. Движение Луоизм считается наиболее важным и влиятельным в китайской традиции спасения.
Родоначальник учения Луо Мэнхун однажды, в возрасте сорока лет, понял, что достиг просветления — осознанности, соединенной с абсолютным принципом реальности. В 1527 г. впервые был напечатан его труд «Пять наставлений в шести книгах», посвященный Луоизму. Тексты Луо характеризуются тем, что стирают различия между мирянами и духовенством, высшими и низшими слоями, мужчинами и женщинами.
Доктрина Луоизма основана на абсолютном принципе Вселенной, который является центром смысла и поклонения («Истинная пустота»). Также существовали другие категории источника бытия:
С XVII в. внимание луоистов было сконцентрировано на богине Нерожденной Преподобной Матери. Все их символы веры объединены в «драгоценных свитках» Баоцзюань, написанных в жанре, сочетающем прозу и стихи.
В луоистских писаниях символ ушэн («нерожденый») — это состояние, в котором нет ни рождения ни смерти. С его помощью достигается просветление и появляется возможность к спасению. Спасение — это осознание человеком своей истинной природы.
Китайские народные секты — это религиозные традиции, для которых характерна забота о спасении (нравственном удовлетворении) человека и общества. Среди китайских народных сект наиболее примечательны организации «Фалуньгун», «Назад в Иерусалим» и «Восточная молния».
Фалуньгун («духовная энергия колеса закона») — новое религиозное движение, приверженцы которого практикуют традиционную китайскую гимнастику цигун в сочетании с элементами буддизма, даосизма, конфуцианства и китайских народных верований. Для них существует всего три главные ценности, которые являются мерилом правильного и неправильного, а также высшим проявлением дао и дхармы:
Цель практики Фалуньгун — помощь практикующему в его духовном росте при помощи физических упражнений и медитации, при условии его следования трем нравственным ценностям. Практика состоит из двух частей: выполнение упражнений и улучшение собственного «Синьсин» (характера, темперамента, выдержки).
В материковом Китае с 1999 г. деятельность движения Фалуньгун полностью запрещена и карается уголовным законодательством.
Народная китайская секта с явно призывающим названием представляет собой миссионерское движение, созданное для обращения в христианство буддистов, индуистов и мусульман, живущих между Китаем и Иерусалимом. Сторонники движения верят в их избранность Богом для создания братства во всех странах, городах, поселках и этнических группах, расположенных между этими двумя странами.
Идейными вдохновителями радикального движения стали китайские студенты Северо-Западного Библейского института. В период правительственных репрессий сектантское движение ушло в подполье. С 2003 г. движение «Назад в Иерусалим!» обрело международный характер во главе с одной из китайских «домашних церквей» Лю Чжэньина («Брата Юнь»). Он утверждает, что движение занимается проповедью Евангелие в пятидесяти одной стране посредством сотни тысяч миссионеров, распространившихся по всему Великому шелковому пути.
Восточная молния или Церковь Всемогущего Бога — новое религиозное движение, основанное на идее о том, что Иисус Христос вернулся на землю в наши дни как воплощенный могущественный Бог. Он представляет собой не мужчину, а женщину-китаянку.
Религия рассматривается властями как «Сэ Цзяо» — «культ зла». Из-за своих экстравагантных поступков приверженцы Восточной Молнии обвиняются в различных преступлениях (например, знаменитое ритуальное убийство в Макдональдсе в Чжаоюань). Церковь отвергает все выдвинутые обвинения.
Восточной молнией сторонники секты называют пришествие Иисуса Христа на востоке Китая для открытия Третьего Периода Царства, следующего за Периодом Закона (время Ветхого Завета) и Периодом Благодати от рождения Иисуса до его пришествия в XX в.
Со второй половины XX в. некоторые синкретические китайские народные религии и секты рассматривались властями как механизм сохранения традиционной китайской культуры. Поэтому каждое религиозное течение внесло свой вклад в формирование особенной, наделенной многообразными духовными элементами, китайской цивилизации.