Конфуцианство — этико-философское учение, разработанное мыслителем Древнего Китая Конфуцием.
Несмотря на то, что конфуцианство возникло до нашей эры, его идеи стали основой философии, этики, религии и государственности Китая до начала XX века. В Японии, Корее и некоторых других странах конфуцианство стало частью мировоззрения и религии.
Термин “конфуцианство” возник на западе и не имеет аналога в китайском языке. Доктрина сформировалась в период сильнейших потрясений в Китае (723 — 481 гг. до н. э.) и служило основной религией и принципом политического устройства до образования КНР.
Название китайского учения не связано с личностью его основателя. Смысл слова “конфуцианство” дословно переводится как “Школа образованных людей”. Конфуций — имя философа, написанное в таком виде на латинском языке европейскими проповедниками конца XVI века. На самом деле китайского мыслителя звали Кун Фу-цзы, что переводится как “Учитель (из рода) Кун”.
Конфуцианство — объединение учений и доктрин, основанных на моральных принципах, нравственных идеалах, социальном порядке.
Тысячелетиями конфуцианство было основой государственной власти и общества.
После смерти Конфуция его ученики и сторонники организовали множество направлений учения. Наиболее известные духовные наследники — Мэн Кэ и Сюнь Куан, ставшие авторами философских трактатов “Мэн-цзы” (записи бесед и рассуждений о политике, морали, философии, образовании) и “Сюнь-цзы” (труд об искусстве войны).
В этот период древнему конфуцианству противостояли другие философские школы Китая:
Правитель Цинь Шихуанди развернул жестокие репрессии в отношении последователей китайского ученого. Выдержав многолетние испытания, конфуцианство вновь обрело силу при правлении семьи Хань (206 г. до н. э. — 220 г.). Во II-I вв. до н.э. оно стало официальным мировоззрением Китая.
В этот период учение разделилось на традиционное и усовершенствованное. Одни выступали за неумолимость авторитета Конфуция и неоспоримость его идей и наставлений. Другие утверждали, что учение нуждается в творческой переработке.
Во времена правления рода Тан (618-907 гг.) культура Китая претерпевала существенные изменения. На конфуцианство повлияло буддийское течение, а основоположником изменений стал политик и ученый Хань Юй. Преобразования и обновления в сути конфуцианства оставались незначительными вплоть до XIX века. В результате колониальной и культурной экспансии запада китайская цивилизация претерпела масштабный духовный кризис.
Конфуцианцы, желавшие сохранить прежние ценности, искали пути объединения традиционных китайских идей с достижениями в мировоззрении и культуре Европы. В результате войн на стыке XIX-XX вв. сложилось несколько идейных направлений:
Последнее течение сформировалось в 70-е годы в США и продолжает существовать по сей день. Это “постконфуцианство”.
В XX в. в духовной жизни китайцев произошел мощный переворот за всю историю существования государства. Общество, чтившее вековые традиции, пыталось принять новую западную модель мировосприятия. Перемены в конфуцианстве были неизбежны.
Конфуцианские законы, отражающие смысл конфуцианства, складывались постепенно и прошли несколько этапов формирования.
Позднее школы старых и новых знаков безуспешно пытались канонизировать и другие источники (“Каноны из стены”, “Канон музыки”). Их соперничество возобновилось XVIII в. на почве иных идеологических разногласий.
В конфуцианстве выделяют более 22 категорий, доступных для понимания и перевода. Например, в Японии, в эпоху Фукан, закрепилось свое понятие принципов конфуцианства — “пять постоянств”:
Присутствовали и другие категории, передающие суть конфуцианства:
Одной из ярких идей этико-философского учения Конфуция было установление идеального государства, в котором существует сакральный правитель, а фактическая власть принадлежит ученым (жу), компетентным в вопросах философии, бюрократии и литературы. Он считал, что основа социальных связей общества кроется в семейных отношениях. Функция отца сравнивалась с функцией Неба, а сыновья почтительность являлась основой добродетели — дэ.
По сей день во многих странах мира издаются книги с философией конфуцианства, а в Китае она обязательна к изучению в школе как образец поведения добропорядочного человека.