В Корее распространены сразу несколько религий.
К главным из них, наряду с христианством, буддизмом и конфуцианством, относится и традиционный шаманизм, уходящий своими корнями в языческие верования. Но в XX веке в Корее появились и новые религиозные движения. Среди них — чхондогё.
Традиционный шаманизм
Среди всех корейских религий шаманизм сейчас уже не занимает лидерские позиции, как раньше. Теперь традиционные ритуалы здесь можно увидеть только в древних поселениях и на пышных празднествах, проводимых в городах. Но шаман среди корейцев до сих пор — почетное «звание». Местные жители и сейчас просят их помочь в трудных жизненных ситуациях. Проходя через тот или иной ритуал, они верят, что проблема разрешится. А еще в корейских городах, крупных и не очень, работают «чом чип». Это традиционные гадальные дома, где последователи шаманизма гадают всем желающим на будущее.
А до недавнего времени шаманизм (по-корейски — мусок) был одним из главных религиозных направлений во всей Корее. Упоминания о нем встречаются в древних документах об истории и культуре полуострова — «Самгук юса» и «Самгук саги».
По данным историков, упоминания о шаманизме в древних документах появляются еще в период Трех королевств (с I века по VII век н.э.). Известно, например, что в народах Пуё и Когурё почитали духов природы, — утреннюю звезду, землю пещеры, воду, небо, холмы. Ритуальные обряды существовали уже тогда. Процветали они и в эпоху Корё.
Упадок традиций шаманизма в Корее можно отнести к периоду Чосон (1392-1897 гг.). Именно тогда официальной религией на полуострове стало конфуцианство. А те, кто продолжал поклоняться духам, подверглись гонениям. Но шаманизму удалось пережить этот сложный период своей истории — среди простого народа осталось немало его последователей, которые передавали знания из поколения в поколение.
Шаманизм удалось сохранить во многом благодаря провозглашенной в Южной Корее свободе вероисповеданий. Это произошло после Второй Мировой Войны.
По мистическим верованиям, шаман — человек, способный общаться с духами и душами умерших. Это некий посредник между реальным и потусторонним мирами. Шаман способен видеть то, что не видят другие. Делает он это в состоянии транса.
Относительно корейских шаманов применяется следующее условное деление:
В основе корейского шаманизма — поклонение духу неба (Сандже). Именно он, согласно древним поверьям, дает все земные блага — начиная с урожаев и заканчивая крепким здоровьем. И по сей день в шаманизме жива вера в то, что человеческая душа продолжает путь даже после смерти своей земной оболочки. И ей требуются подношения от живых.
Корейцы также одухотворяют окружающую их природу. И более того — они населяют ее демонами. Злые духи, как раньше считалось, были повсюду — в лесах и на равнинах, даже в домах людей. Некоторые религиоведы предполагают, что в древности корейцы приносили человеческие жертвы демонам, чтобы умилостивить их. Но позже некоторые обряды шаманизма стали гораздо мягче. Предположительно, на это повлияло становление буддизма в Корее.
Многочисленных демонов, в которых верят последователи шаманизма в Корее, условно разделяют на 2 категории. Первая — это злые духи, их большинство. Другая категория — это добрые духи, которых можно расположить к себе только жертвоприношениями.
Ритуалы в корейском шаманизме называются «кут» («гут»). Любой обряд включает в себя 3 элемента — это дух, человек и шаман. А само проведение кута может иметь серьезные различия — многое зависит от конкретного региона страны.
Наиболее распространенные обряды в корейском шаманизме:
Предположительно, чхондогё (или чхондоизм) включает в себя элементы некоторых других религий — конфуцианства, христианства, буддизма и даосизма. Движение возникло в начале XX века и является одной из первых новых религий в Корее. Чхондогё стало преемником движения тонхак, популярного в XIX веке.
В начале XXI века количество приверженцев чхондоизма насчитывало уже около 1,13 млн человек в Южной Корее и 2,8 млн человек в Северной Корее.
Основные принципы движения Тонхак, которое стало прародителем чхондогё, сформулированы в 1860-х годах. Оно появилось как некая противоположность католицизму. Основатель движения Сам Чхве Че У в 1864 г. был казнен, поскольку распространение его учения в Корее привело к народным волнениям.
А в 1905 г. на основных постулатах тонхак были сформулированы главные принципы чхондоизма. Новая религия очень скоро нашла своих единомышленников, получив поддержку короля Коджона. Уже в 1907 г. в Сеуле организовали просветительские курсы по доктринам чхондогё для молодежи.
Основные принципы чхондогё изложил в своих сочинениях Чхве Джеу. Они включают в себя следующие положения:
Последователи чхондоизма в своих обрядах выполняют 5 установлений («огван»):
Церкви сторонников чхондоизма отдаленно напоминают протестантские храмы. Здесь организовываются их собрания и проводятся молитвы Богу.
Несмотря на то, что многие жители Кореи являются последователями основных мировых религий, здесь еще остаются те, кто поддерживают традиции шаманизма с их обрядами и поклонением духам. А среди «новых» религий все более популярной становится чхондоизм, включающий в себя некоторые элементы конфуцианства, христианства, буддизма и даосизма.