Мандеи – одна из двух ныне существующих гностических религий (вторая – езидизм). Большая часть мандеев живет в Ираке.
В ересиологической литературе нет сведений о мандеях. Возможно, на это повлияло раннее отделение вероучения, сильно отличающегося от христианства в первое время. Современные мусульмане называют мандеев поклонниками звездного культа (боготворение небесных светил).
Первые упоминания о них датируются VIII веком н. э. В середине XVII столетия кармелитский проповедник Игнатий «открыл» эту секту миру, назвав ее последователей «учениками Иоанна». Из-за того, что они принимали обряд крещения, Игнатий посчитал их христианами.
Лишь во второй половине XIX века европейские ученые тщательнее исследовали религию мандеи. Благодаря трудам немецкого ученого семитолога Марка Лидзбарского, религиозная литература мандеев была хорошо изучена. Первые переводы их писаний появились в 1915 и 1925 годах. Позже, в 1950–1960-х годах делались новые публикации. Сочинения были переведены с диалекта арамейского языка. По всей видимости, писания появились в VI–VII столетиях, задолго до рукописей, датированных XVI веком.
Основными писаниями являются: «Сидра-рабба» (большая книга) или «Гинза» (сокровище) – трактат о противоречивости сотворения мира; «Сидра-д’Яхъя» (Книга Иоанна) – о деяниях Иоанна Крестителя, а именно критикующих Христа; «Коласта» – свод литургий (молитвы и гимны); «Сфар-Малвасия» (Книга Зодиака) – обзор гороскопов и средств магии; «Крещение Хибила Зиви» – история об очищении небесного спасителя мандеев. Существуют и другие сочинения: «Симург и Химриз Шах» и «Книга Адама».
Священные тексты учения мандеи написаны на одном из диалектов арамейского языка – мандейском языке. В наши дни они говорят на новомандейском языке. Для этих двух языков применяется мандейское письмо. Вероятно, оно возникло в промежуток с II по VII столетия из курсивного вида арамейского письма или из парфянского канцелярийного шрифта.
Согласно вероучению мандеев, главным божеством является «Великая Жизнь», от нее появились эоны (Иордан – символ эманации, происхождения), которые были библейскими праотцами и пророками. Иоанна, сына Захарии считают последним из них. Мандеи придерживаются мнения, что Иисус Христос и Мухаммад были лжепророками. Они чтят Адама, Авеля, Еноха, Арама, Сифа и Сима, но при этом отрицают Моисея и Авраама.
Мандеи совершают священные омовения и проводят церемониальные трапезы. Ученые полагают, что эта религия зародилась в результате объединения гностических сект Вавилонии и групп последователей Иоанна Крестителя, которые покинули Иудею и поселились на Ближнем Востоке.
Немецкие ученые Бультман и Райценштайн стремились подтвердить свою теорию о том, что в писаниях мандеев существует гностический дохристианский миф о «Спасителе», оказавший влияние на теологию Евангелия от Иоанна.
Но Лицман, Гогель и другие противники этого мнения считали, что в период зарождения христианства религия мандеи еще не сформировалась.
Мандеи проводят крещение умерших.
Еще появление мандеев связывают с иудеохристианской сектой елкесаитов. Пророк Мани, который основал манихейство, был выходцем из нее.
Елкасаиты, населяющие Ассирию и Иудею, были похожи с иудействующими христианами эбионитами, которые подобно мандеям признавали обряд водного крещения и одевались в белое. Арабский литератор Ибн ан-Надим рассказывал о месопотамской религиозной группе сабии. Вероятно, речь шла о елкасаитах, последователях Элкасая, проповедника из Парфии (в древности территория, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря).
Основные принципы вероучения
Мандеи именуют себя «сабба» («крестящиеся»). В Ираке это название путают с «сабиями», приверженцами одной из трех монотеистических религий (наравне с христианством и иудаизмом), которые признаны Кораном. В связи с этим мусульмане, считая их монотеистами, не преследуют сектантов. В некоторых случаях мандеев именуют «назореями», хотя они сами называют так только особенно благочестивых людей.
Ранее мандеи населяли главным образом южный Ирак. На протяжении столетий, несмотря на войны и различные политические события, сторонники этой религии сохраняли свои общины на Ближнем Востоке. Однако по данным 2010 года, в результате жестоких религиозных преследований их количество уменьшилось до семи тысяч верующих.