адрес
630005, г. Новосибирск,
ул. Фрунзе, 88, оф. 1203
время работы
Ежедневно
09:00 до 18:00

Шиваизм

23.05.2018 Автор: Психолог Павел Хорошутин

Шиваизм или шайвизм – одна из главных религий индуизма, основанная на поклонении богу Шиве.

Широко распространена в Непале, на Шри-Ланке, в самой Индии и вне ее. Индолог Р. Н. Дандекар утверждал, что шиваизм старше всех современных религий.

Название появилось от санскритского слова «шайва», то есть «происходящий от Шивы», «имеющий отношение к Шиве». Сторонников этой религии именуют шиваитами или шайвами.

В шиваизме выделяются следующие направления: пашупата-шиваизм, шайва-сиддханта, кашмирский шиваизм, сиддха-адвайта, шива-адвайта, вирашиваизм, капалика, агхори, каумара, ганапатья, трика, кубджикамата, инчегири-сампрадая. 

Шиваизм

 

Шиваизм в доарийский период 

Этот период охватывает 1500 год до н. э. и предшествующие ему годы. Р. Н. Дандекар, Мирча Элиаде и многие другие историки утверждают, что артефакты, найденные на северо-западе Индии и Пакистана, указывают на существование культа Шивы и его жены Шакти. Среди артефактов лингамы и, знаменитая благодаря многим исследованиям, «Печать Пашупати». 

Некоторые ученые считают, что йога, корни которой уходили в доарийский период, была связана с поклонением прото-Шиве. Оппозиционеры теории доарийского зарождения шиваизма придерживаются Теории исхода из Индии. В ней говорится, что арии не эмигрировали в Индию, а Индская цивилизация и культ прото-Шивы были индоарийскими.  

Ученые не поддержали теорию о том, что шиваизм был протоиндийским. 

Шиваизм в ведийский период

В этот временной отрезок входят годы с 1500 до н. э. по 600 до н. э. 

В одном из древнейших индоарийских текстов Ригведе почитающих лингам порицают: «Пусть членопоклонники не просочатся в наш обряд!», «Когда, не встречающий сопротивления, в изменённом облике он овладел Имуществом стовратного, убивая членопоклонников». Но в то же время в разных гимнах Ригведа примерно 75 раз обращается к Рудре (божество и одна из форм Шивы связанная со смертью, охотой, грозой, ветром, бурей, исцелением). Именно ему посвящено 3 (или 4) гимна:

  1. I, 43. — К Рудре (и Соме).
  2. I, 114. — К Рудре.
  3. II, 33. — К Рудре.
  4. VII, 46. — К Рудре.

В Яджурведе, одной из четырёх Вед, Рудре посвящено больше гимнов, а также первый раз упоминается маха-мантра «Ом намах Шивая». Еще множество гимнов встречается в индуистском священном тексте Атхарваведа.

Во время формирования ведийского вероучения некоторые элементы шиваизма обращаются к Шраману, отрицающему авторитет Вед. Другими шиваисткими ответвлениями в качестве ритуального реквизита используется череп убитого Брахмана (ведийский священник).

Последователи ведийского брахманизма не почитают Рудру-Шиву, а наоборот, обращаются с просьбами уйти и не наносить вред. 

Шиваизм в период упанишад 

К этому временному периоду относятся годы с 600 до н. э. по 300 н. э. 

По ряду причин религия Вед утрачивает свой авторитет. Люди выражали недовольства по поводу сложных брахманских обрядов, обособленности каст, невозможности спасения лиц, не принадлежащих к касте брахманов. 

Это приводит к решительным преобразованиям в индуизме.  Возникают ответвления, отрицающие Веды (буддизм, адживика). Другие же укрепляют свои позиции в ведийских убеждениях с помощью упанишад – дополнений к Ведам. 

Ученые считают, что древнейшим текстом о принципах и мировоззрении шиваизма являлся «Шветашватара-упанишада».

Согласно утверждению Дандеката, значение «Шветашватара-упанишада» для шиваитов сравнимо со значением «Бхагавад-гиты» для кришнаитов. Однако «Шветашватара-упанишада» появился значительно раньше и стал фундаментом для «Бхагавад-гиты».

Шиваизм в период пуран

Пураническая религия и шиваизм получили широкое распространение по индийскому субконтиненту в период правления индийской династии Гупта (320–500 г. н. э.).

Основные направления шиваизма

Основные направления шиваизма

Шиваизм включает разные направления, отличающиеся друг от друга взглядами, принципами, географией распространения и временем зарождения. Американский шиваитский наставник, писатель и проповедник Шивая Субрамуниясвами классифицировал течения шиваизма следующим образом:

1. Пашупата-шиваизм 

Знаменитая древняя секта странствующих монахов-отшельников. Идя по улице, они стучали по земле трезубцами из железа или крепкими палками, свои волосы они закручивали в кольца или завязывали узлом, бедра обматывали шкурой оленя или корой. В их глазах отражалась покорность Богу. Пашупаты отринули ведийское окружение. В тот период возросло количество религиозных волнений в Индии, по причине столкновений буддизма и шиваизма. Примерно со времен Лакулиши (200 г.) возникла школа бхеда-абхеда, сочетающая в себе монизм и теизм. Согласно ей, Шива – высшая причина и правитель духовного и физического мира. Душа, получившая освобождение, остается индивидуальной до полного воссоединения с Богом, которое сравнивается с угасанием звезд. 

Современные пашупаты, монахи-аскеты, населяют север Индии и Непал. Их сторонники есть в каждой стране. 

2. Шайва-сиддханта (сиддхантизм) 

Древнее, широко распространенное в наши дни, направление шиваизма. Количество последователей насчитывает миллионы верующих. В настоящее время у школы тысячи храмов и множество действующих строгих традиций. Однако ее история в качестве общеиндийской религии мало изучена. Современная сиддханта сравнивается с ее тамильской формой, распространенной на юге Индии. Значение термина шайва-сиддханта – «последние или признанные выводы шиваизма». 

Ее мировоззрение прописано в двадцати восьми Шайва-агамах. Махарши Нандинатха из Кашмира (примерно 250 г. до н. э.) стал первым гуру шайва-сиддханты. О нем, как о наставнике риши Патанджали, Вьягхрапады и Васиштхи, в своей книге по грамматике писал древнеиндийский лингвист Панини. 

Из трудов Махарши Нандинатхи до нашего времени сохранились двадцать четыре стихотворения о древних учениях на санскрите.  По причине монистических взглядов Нандинатху, исследователи считают его сторонником школы адвайта.

3. Кашмирский шиваизм 

Основателем направления является шиваитский философ и святой из Кашмира Васугупта (около 800 г.). Школа придерживалась умеренного теизма и крайнего монизма. Была известна как пратьябхиджня-даршана. Считает, что создание души и мира – это излучение Шивой своего динамичного первоимпульса. Шива внутренний и непостижимый, реальный и духовный, он и Творец, и Хранитель, и в то же время Разрушитель. 

Школа кашмирского шиваизма считается самой логично монистической среди всех. Она отмечает важность принятия существующего единства Шивы и человека. 

Кашмирский шиваизм зародился в IX столетии в феодально- раздробленном государстве на севере Индии. Махараджи опекали разные религии, среди которых был буддизм, тантрический шактизм и другие. С VI века у шиваизма начался период возрождения, тогда Шива стал популярнейшим из всех богов индуизма. Хотя у кашмирского шиваизма было множество известных гуру, у него было немного сторонников. Причинами тому были географическое положение Кашмирской долины и мусульманское завоевание. Не так давно исследователи вновь обнародовали сохранившиеся писания кашмирского шиваизма. 

Незадолго до настоящего момента первоначальную преемственность представлял мистик и ученый Свами Лакшман Джу. 

Несмотря на то, что точное количество приверженцев неизвестно, это направление очень влиятельно в Индии. Большинство кашмирских шиваитов бежали из Кашмирской долины из-за военных действий. Они поселились в Джамме, Нью-Дели и на севере Индии. Верность шиваитов может помочь им распространиться на других территориях. 

В кашмирском шиваизме существует термин трика – тройственное явление Божественного – Шива, Шакти и Ану, которое проявляется на всех уровнях. 

4. Сиддха-сиддханта (натха)

Зародилась от древних аскетичных индийских орденов. Основателем традиции натхов был ученик святого покровителя Непала Матсьендранатха Горакшанатх, живший предположительно в X столетии. Исследователи связывают направление Горакшанатха с направлением пашупатов и их преемников, сиддха-йогой и безбрачной практикой. Последователи Горакшанатха считают, что Шива передал шиваитскую мудрость Матсьендранатху. Школа натха основала хатха-йогу. 

В наши дни традиция натха нашла отражение в садху-горакшанатхе и других широко распространенных монашеских сообществах Гималаев, отрекшихся от мира в поисках «Я». Самыми знаменитыми текстами, являющимися основой для многих ищущих, считаются Сватмарамы и «Хатха-йога-прадипика».

Практически во всех странах мира есть школы йоги, которые по сути не проповедуют индуизм, но рассказывают людям разных религий о гуру, карме, вездесущей энергии. Эти школы учат медитации, рассказывают о пранаяме, аюрведе, астрологии и разных способах холистического целительства. Благодаря такой активной деятельности, традиция натха существует в современном мире.  

5. Шива-адвайта 

Вероучение Шрикантхи, описанное в «Брахма-сутра-бхашье», шиваитском комментарии к «Брахма-сутрам» (около 500–200 г. до н. э.). «Брахма-сутры» представляют собой сборник 550 кратких стихотворений Бадараяны, подводящих итог Упанишад. «Бхагавад-гита», «Брахма-сутры» и Упанишады являются авторитетными текстами во всех направлениях веданты. Индийские философы Шанкара, Рамануджа и Мадхва составили комментарии к этим писаниям, а также выделили три разные философии – недуализм, ограниченный недуализм и дуализм. Каждый считал свою трактовку единственно верной. Шанкара был последователем монизма и считал, что поклонение Богу менее важно. Рамануджа и Мадхва же, напротив, утверждали, что почитание Вишну – это высший путь. Не существовало школы веданты, которая бы также превозносила поклонение Шиве. Шрикантха стремился исправить это. Так возникло учение, называемое шива-вишишта-адвайта, похожее на недуализм Рамануджи. 

В настоящее время у шива-адвайты нет явных приверженцев. Она существует, как союз веданты и сиддханты.  Благодаря ей, в XVI веке Апайя Дикшита участвовал в становлении шиваизма. 

6. Вирашиваизм (лингаята)

Активная шиваитская школа современности. Приобрела свою известность с помощью брахмана из Южной Индии Шри Басаванне. Истоки этого учения восходят к древним ришам. Вирашайвов еще называют лингаятами, которые всегда носят Лингу в медальоне на шее. 

В наши дни вира-шиваизм очень силен в своих родных местах в Карнатаке, на юге Индии. Население этой местности примерно 40 миллионов человек, 25 % которого являются последователями вира-шиваизма. 

Как только у четы лингаятов появляется ребенок, его сразу посвящают в веру. Джангама надевает на него Лингам в медальоне, который нужно носить на протяжении всей жизни. 

7. Капалика

Древнее тантрическое течение в шиваизме. В основном капалики проживают местах, куда приносят умерших для сожжения на погребальном костре (шмашанах). Они почитают Шиву и его более страшные обличия: Капалешвара (Владыка черепов), Бхайрава (Ужасный), Махакала (Великое время) и Капалабхрита (Носящий череп).  Капалики проводят жуткие, связанные со смертью, погребением, трупами обряды. Часто они подготавливают тела к сожжению на костре. Атрибуты капаликов связаны со смертью, например, верхушка человеческого черепа в качестве чаши для подношений, четки из человеческих костей и т. д.  

8. Агхори (агхора)

Это обособившееся от капалики в XIV столетии направление. Большое количество индуистов считают агхори не-индуистами. Причина тому – проведение запретных ритуалов школой агхори.  Агхори почитают Шиву. Они совершают ритуальный каннибализм, пьют алкоголь, пользуются человеческими черепами в своих обрядах, медитируют на местах захоронений и шмашанах. 

9. Каумара

Одно из главных направлений в шиваизме, распространенное на юге Индии и Шри-Ланке. Последователи почитают только сына Шивы, бога войны и любви Кумару (Сканду, Муругана). В южной Индии Кумара стал национальным богом. 

10. Ганапатья 

Культ Ганеши, который вначале был частью шиваизма, но в VI–IX столетиях обособился. В Х веке ганапатья был на пике. В те времена строились знаменитые храмы Ганеши. 

Общие черты у школ шиваизма

Школы отличаются между собой, но есть и то, что их объединяет:

  • Пепел – бхасма или вибхути – пользуются все направления. Пепел от разных обрядов, проводимых с применением огня. Самым почитаемым считается пепел шмашанов. Его нанесение на тело, лоб, грудь шею или руки означает отречение от мира и конечность бытия в мире майи. 
  • Рудракша – «глаз Рудры» – вечнозеленые деревья с широкими листьями. Их почитают во всех направлениях шиваизма. Из них изготавливают обереги, четки и украшения. 
  • Лингам – главный не человекоподобный символ Шивы, его основа и главная форма. Как правило круглый, реже квадратный. Является символом йони. 

Лингаяты не отождествляют лингам и йони. 

Шиваизм очень разнообразен. Последователи его направлений поклоняются самым разным формам Шивы — от создателя и хранителя, до разрушителя и образа смерти. Религия шиваизм помогает своим сторонникам понять мир и свое место в нем.