Тайская народная религия (Народная религия Тай, Сатсана Пхи или Бан Пхи) – религиозное верование национальных тайских групп.
Лаосский народ, Тай Ахомский, Шанские люди, Даи люди, Тай Кхамти, Исанский народ и тайцы Тайланда практикуют народную религию Тай. Это вероучение основано на анимизме и политеизме (вера в нескольких богов). Оно включает в себя шаманизм и почитание предков.
Народы Лао, Лао Лум и Лао Лом в большинстве своем буддисты, а Лао Теунг и Лао Сунг следуют народным религиям. Лаосский буддизм также включает в себя анимистические верования.
В контексте верований Сатсана Пхи боги и разные божества могут покровительствовать зданиям, местностям или предметам. Божествами могут являться всевозможные духи, например, духи предков. Взаимодействуя с живыми людьми, божества могут их защищать или причинять вред. Жители городов добиваются милости божеств-хранителей через воспевание их на собраниях и поднесение пищи.
В пантеон богов Сатсана Пхи входят индуистские и неиндуистские боги, которых называют Пифтан. Они вездесущи, и некоторые из них имеют связь с универсальными элементами: небом, землей, огнем и водой.
В систему верований входят 32 духа-защитника, именуемых «хван». В то время, как в жизни человека случаются важные события (например, свадьба, смена работы и пр.), церемония Бачи помогает ему укрепить или восстановить связь с духами «хван», так как ее ослабление приводит к болезням и неудачам. В ходе обряда все 32 духа «хван» возвращаются к человеку, даруя здоровье, удачу и благополучие. На церемонии вокруг запястья участника завязывают ватные нити, считая, что они помогут удержать духов. Ритуал Бачи проводят для разных целей, например, чтобы поприветствовать гостей в своем доме, помочь в выздоровлении и в качестве благодарности. У народа Лао Лум этот обряд является главным на церемониях наречения новорожденного и на свадьбах.
В обычной жизни практически у каждого здания сооружают специальные дома духов, небольшие крытые конструкции, установленные на возвышении. Они являются миниатюрными святынями и служат убежищем для духов-защитников. В трудные времена люди просят у них совета или помощи. Божества, обитающие в лесах и горах, считаются природными.
Духи, защищающие людей, могут быть ангелами или духами предков, которые достигли разных этапов жизни (тевада). Злые духи – это те, которые были плохими в прошлых воплощениях или умерли трагически.
Божества, живущие в определенных местах (например, дом, река, лес и т. д.), не являются ни добрыми, ни злыми. Но через подношения человек может получить от них помощь.
Священники, называемые мофи – это шаманы, специалисты по ритуалам, которые способны общаться с богами, духами и миром мертвых. Для этого они используют транс и предметы, наделенные сверхъестественной силой. Шаманы проводят ритуалы Пхи Фа и Бачи. С ними люди советуются, когда их постигают неудачи и несчастья. Шаманы присутствуют на религиозных праздниках.
Церемонии начинаются с подношения богам куриного мяса и рисового вина. После того, как боги забирают духовную сущность пищи, люди съедают ее. Ритуал проводится главой семьи или человеком, который заинтересован в получении благосклонности богов. В деревнях среди религиозных старцев выбирают одного, которого просят помочь в выборе даты свадьбы и других важных событий.
Считается, что деревни Лаоса находятся под защитой пхи-бана, для получения милости которого необходимо делать ежегодные подношения. На время проведения ритуала деревню закрывают от посторонних людей. Раньше в жертву приносили водяного буйвола. Церемония проводилась с целью сплочения жителей деревни и подтверждения территориальных границ.
Люди, исповедующие Сатсана Пхи, поклоняются своим предкам. Тай Ахом почитает Пхи Дам или, как они его называют, предка бога. Народ Кхму почитает домашних духов, а духов диких мест остерегается.
Ламет также почитают своих предков, духи которых обитают в их домах. Все дела люди согласовывают с ними. Алтарь предков и фронтон дома украшают черепами и рогами буйволов. Чтобы не оскорбить духов, ламет соблюдают разные табу на поведение в доме.
Этнические группы, проповедующие тайскую народную религию, считают, что духи живут практически во всем, что их окружает. Уважение и почитание природы, живых и неживых существ помогает людям достичь желаемой гармонии в жизни.