Уральские народные религии представляют собой вероисповедания определенных этнических групп.
В этой статье речь пойдет о марийской традиционной, эрзянской (мордовской), саамской и удмуртской религиях.
Содержание:
1. Марийская традиционная религия
2. Эрзянская традиционная религия
3. Саамская религия
4. Удмуртская религия
Это этническая религия марийцев, в основе которой лежала измененная в Новое время под воздействием монотеизма марийская мифология.
В основе марийской религии лежит вера в силы природы, к которым следует относиться с почтением и уважением. До того момента, как марийская мифология видоизменилась под влиянием монотеизма, марийцы поклонялись множеству богов, которых называли Юмо. Главным богом у них был Большой Белый Бог (Ош Кугу-Юмо). В XIX столетии под воздействием монотеизма сформировался образ Единого Светлого Доброго Великого Бога (Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо).
Марийцы совершают разные религиозные ритуалы, массовые молитвы, устраивают благотворительные и культурные мероприятия, занимаются распространением религиозной литературы, образованием и воспитанием детей.
В начале 2000-х годов была официально зарегистрирована и оформлена региональная единая религиозная организация Республики Марий Эл. За ней закрепилось церковное название марийская традиционная религия (мар. Марий Юмыйӱла). В наши дни зарегистрированы четыре районные религиозные организации.
Дни проведения массовых молитв выбираются согласно традиционного календаря, с учетом расположения Луны и Солнца. Чаще всего общественные моления проводят в священных рощах под руководством онаеҥ (жреца).
Верховный бог — Кугу-Юмо — Великий Бог. Он глава всех небесных и низших богов.
Это этническая религия субэтносов мордвы — народа эрзя, в общинах которого соблюдают семейно-родовые и аграрные культы.
Большинство мордвы (субэтнос мокшане) исповедуют православие, но эрзяне остаются двоеверами — в дни Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения и других престольных праздников молятся языческим божествам. Число приверженцев национальной веры среди эрзян в наши дни крайне мало — около 2 %.
Русская церковь завершила христианизацию мордвы в XVIII столетии. 23 сентября 1629 года в селе Чукалы русские войска разогнали последнее национальное моление. Были уничтожены священные рощи, где совершали обряды поклонения Большое количество язычников эмигрировало на Урал и Заволжье (в Нижегородскую, Самарскую и Ульяновскую области). Не единожды вспыхивали мятежи против новой веры. В период с 1806 по 1810-е годы произошел последний бунт язычников. Руководил им Кузьма Алексеев. Позже, в 1810 году, он и его активные сторонники были приговорены к битью палками и ссылке в Иркутск.
Современные эрзяне одинаково почитают христианских и нехристианских духов и богов. В среде эрзян почти не осталось «чистых язычников». Поэтому современное движение за национальное и религиозное возрождение напоминает преобразование с монотеистическим направлением.
Профессиональных жрецов у мордвы не стало к XVIII столетию. Моления проводили избранные мужчины или женщины. В 1991 году после долгого перерыва было проведено первое массовое моление в лесу у деревни Тавла. На нем было совершено жертвоприношение верховному богу Нишке. Затем подобные моления совершались на регулярной основе в начале лета и осенью в деревне Ташто Кшуманця Большеигнатовского сельского поселения Большеигнатовского района. В них участвовали несколько тысяч человек. Сейчас возрождают институт жрецов и жриц.
В 2004 году президентом Мордовии был подписан указ о присвоении языческому общереспубликанскому молению «Раськень Озкс» государственного статуса и выделение финансов на его нужды из бюджета.
Саамы — это народ Северной Европы, проживающий в Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Их традиционные верования являлись прежде всего промысловым культом, поклонением разным духам, которые покровительствовали занятиям или природным явлениям и священным камням-сейдам.
Традиционные религиозные верования саамов похожи с вероучениями народов северной Азии (хантов, мансов, нивхов, ульчей, нанайцев, эвенков, юкагиров, частично якутов). Главным отличием является то, что у саамов есть культ предков. Верования саамов также имеют заимствования от народов, уклад жизни которых значительно отличается: норвежцев, русских, финнов и шведов.
Великими богами были: Торден (Тир) — бог-громовержец, Сторюнкар (Великий Святой) — бог животного и растительного мира и Байве — олицетворение Солнца.
У саамов самым важным культом являлся промысловый. Основными занятиями были оленеводство, рыболовство и охота, и каждому покровительствовал дух-хозяин.
Покровителями оленеводства были Оленья хозяйка (Луот-хозик) и Олений хозяин (Луот-хозин). Саамы верили в морских божеств — покровителей рыболовства. Одним из них был человек-рыба (Аккрува).
Охоте покровительствовал Лесной хозяин ( Мец-хозин).
Саамы чтили предков и умерших (сайво или ситте). Они верили, что предки влияют на живых людей, погоду, оказывают помощь в промысле. Умершим преподносили пищу, в честь них совершали жертвоприношения.
Саамы почитали сейды — священные камни естественного происхождения. Их ограждали забором и приносили жертвы. Возможно, культ сейдов и культ предков были связаны.
Определенные последователи культа брали на себя роль шамана, жреца и колдуна. В своих ритуалах они использовали бубен или специальный пояс.
Христианизация саамов началась около XV столетия. Но всё же, языческие верования и ритуалы существовали еще довольно долго. Шаманизм у саамов встречался и в начале XX столетия.
Сейчас саамы в большей степени лютеране, и лестадиане в том числе. Православие принято у российских саамов и норвежских и финских саамов-сколтов.
Это этническая религия удмуртов в финно-угорской этнической группе, населяющей республику Удмуртия.
Удмуртское язычество возродилось из движения «Демен», созданного в декабре 1989 года для защиты и восстановления удмуртской этнической культуры. Сама религия была зарегистрирована в 1994 году.
По статистическим данным 2012 года, 2 % населения Удмуртии являются язычниками.
Христианизация удмуртов началась в 1557 году, тогда Иван Грозный своим указом наделил крещеных удмуртов привилегиями. Позже в середине XVIII столетия христианизация стала более агрессивной. Язычников репрессировали. Священные рощи, молельные места и языческие могильники уничтожили.
В 1917 году начался непродолжительный период национального пробуждения, в Удмуртии появилась активная национальная интеллигенция. Это способствовало возрождению удмуртской религии. Но в 1930-е годы удмуртская интеллигенция была почти полностью уничтожена. Возобновились репрессии и запреты на проведение молений, были разрушены все святыни.
Процесс русификации удмуртов пришелся на период перестройки. В конце 1980-х – начале 1990-х годов удмуртское национальное движение вновь пробудилось. В 1994 году удмуртская религия приобрела официальный статус и массово распространилась.
Удмуртские богословы считают, что боги, духи и божества присутствуют повсюду. Все сущее имеет три основных уровня:
Помимо этих уровней существуют Луд (мировое древо) и создатель всех духов, которых нельзя отождествить ни с добром, ни со злом. Мертвые продолжают жизнь в ином мире, его устройство схоже с миром живых.
Согласно другому источнику (Таагепера) удмуртская религия имеет сходства с марийской, но в первой преобладают женские божества.
Последователи уральских религий, несмотря на ассимиляцию, чтят исторические духовные ценности своих народов. Они считают, что перспективное будущее возможно лишь там, где почитают и продолжают традиции предков.