Ведийской религией или ведизмом, называют систему религиозных взглядов и верований, она стала предшественником брахманизма и началом развития индуизма.
Название данная религия получила от наименования сборника священных писаний. Веды – самые древние тексты индуизма, написанные на санскрите.
Основой возникновения ведизма стала религия праиндоевропейцев. А само появление ведизма относится к периоду II-I тысячелетия до нашей эры. Изначально данная религия появилась среди народа Древнего Ирана и была распространена на территорию субконтинента Индии. После этого ведизм претерпел постепенную трансформацию в брахманизм, где священнослужители (жрецы) заняли доминирующее положение в обществе.
В древние века Веды существовали исключительно в поэтической форме в виде гимнов. Сами древние тексты считаются божественными писаниями, несотворенными самим человеком и полученные через откровения мудрецов, достигших высшего духовного просветления. Существует четыре ведических сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа.
Одними из отличительных особенностей ведийской религии являются обожествление и поклонение природным силам, мифологичность религиозных образов и генотеизм. Генотеизм (или энотеизм) – это такая религиозная система взглядов, при которой почитается целый ряд божеств, но среди них обязательно определен самый могущественный, верховный бог.
В ведизме магическим ритуалам уделяется огромное значение. В связи с этим жрецы делятся на типы, в зависимости от возлагаемых на них обязанностей. Хотар – в его деятельность входит чтение молитв и заклинаний. Адхварью – его зоной ответственности являются жертвоприношения и сама организация процесса. Удгатар – голос ритуалов, в его обязанности входит распевание гимнов. Брахман занимает руководящую (высшую) роль. Также существует целая иерархическая схема помощников жрецов.
Агни – бог огня. Занимает центральное место в ведийской религии. Символизирует посредничество между человеческой и божественной сферой, олицетворяет собою жертвенный огонь. Огненные жертвоприношения особо важны в ведизме. На рисунках Агни изображается пожилым двухголовым человеком, имеющим три ноги, семь рук, шесть глаз и четыре рога в красных одеждах. Священный шнур в виде пояса – еще один из символов одеяний божества. В качестве его вымышленного средства передвижения (вахана) выступает баран. Его знамя — дым.
Индра – бог-воитель, царь богов и повелитель всего небесного. Бог света, молнии, дождя и войны. Согласно древним мифам ему принадлежит подвиг убийства дикого и хитрого низшего божества (асура) в виде зверя Вритры. Победа Индры рассматривается мифами, как всеобщая победа божественного над хаосом. В Ведах Индра описывается, как ментальная энергия просветленного разума, сила, разрушающая мрак и управляющая Богами, Небом, Землей и всем сущим.
Барельеф. Битва богов с асурами. Центральная фигура – Индра на слоне.
Вишну (помощник Индры) – хранитель мироздания. Отвечает за цикл рождения и смерти, за поддержание основ мира (дхармы) и борьбу со злом. Изображается четырехрукой формой человека с синей (голубой) или черной кожей. Цвет одежды желтый. Существует традиция поклонения Вишну, называемая вишнуизм.
Рудра – бог гнева и ярости. Ассоциируется со смертью, бурей, ветром, охотой и исцелением. Следует отметить, что в направлении ведийского брахманизма данному богу не поклоняются, лишь обращаются к нему с просьбой уйти и не наносить вреда. Рудру всегда сопровождают Маруты – ведические божества ветра, грома, молнии и бури.
Пуруша – гигантский первочеловек, божественный дух, космическое начало. По древним мифам Пуруша принес себя в жертву богам древности, после чего из его тела была создана вся Вселенная.
Варуна – бог мировых вод, вседержитель всемирного закона. Верховный судья, владыка и хранитель справедливости, каратель греховного, поддерживает небо и землю.
Митра – бог дружественности и согласия. Является символом справедливости, порядка и солнечного света. Существует отдельное направление культовой религии поклонения Митре – митраизм.
Ашвины – божественные близнецы-всадники. Символ первых лучей солнца и всех световых явлений небес, сил исцеления и омоложения. Они являются лекарями богов, покровителями аюрведы (народной медицины), даруют исцеление слепым и больным, а старцам возвращают юность. Изображаются юношами, едущими на золотых колесницах с запряженными орлами, соколами или конями.
Сома – напиток из растений, рассматривающийся как отдельное божество – бодрящий и опьяняющий, имеющий лекарственные и целебные свойства. Сок использовался в процессе ритуалов путем возливания в жертвенный огонь.
Яма – солнечный бог смерти, царь смерти и справедливости, карающее божество. Он находится в сопровождении двух послов в виде собак, которые уносят людей, обреченных на смерть. Согласно мифам именно Яма совершил первое самопожертвование в виде жертвоприношения, отказался сам от собственного бессмертия и послужил началом возникновения людей и мира. Яма стал первым умершим человеком и, пройдя путь в царство мертвых, стал его царем.
Ритуальные жертвоприношения являются важной составляющей ведийской религиозной культуры. Огненные жертвоприношения выполнялись с целью исполнения желаний, во избегании зла и болезней, искупления грехов через удовлетворение богов.
Агнихотра – ритуал возлияния на священный (ритуальный) огонь. Выделяют два типа данного огненного жертвоприношения – постоянный (нитья) и совершаемый по желанию (камья). Состоит из двух частей, выполняемых во время рассвета и во время заката солнца. При этом чтение мантр символизирует связывание солнце и огня. В соответствии с древними религиозными канонами ритуал не мог совершаться непосвященными, молодыми девушками или больными людьми. В современном варианте к ритуалу допускаются люди любого происхождения и обоих полов.
Агничаяна – сооружение ритуального алтаря в форме птицы с расправленными крыльями. Процесс укладки 10800 кирпичей занимал ровно один год. Укладка проводилась в пять слоев. Ритуальный огонь разводился на золотой дорожке, насыпанной сверху алтаря.
Агнистома – жертвоприношение сомы в виде возливания в огонь в процессе самого ритуала.
Раджасуя – царское принятие титула самраджа (императорского повелителя). Проводилась царями, считавшими себя столь могущественными, чтобы принять данный титул. Раджасуя проводилась после возвращения с одержанной победой воинов (генералов царя). После победы собиралась дань с побежденных, и они приглашались на данную церемонию, в которой победитель признавался ими, как их император.
Ашвамедха – жертвоприношение коня. Цель ритуала – обретение власти, славы и благосостояния. Подготовка животного (ритуального коня в возрасте старше 24 лет) занимала один год, символизируя солнечный год. Право на проведение данного ритуала имели только раджи (один из индийских титулов влиятельной особы).
Пурушамедха – добровольное жертвоприношение человека. Применялось в особо исключительных случаях.
На сегодняшний день в Индии сохранились общины, практикующие ведизм в его частичной форме. А сам ведизм, как религия, претерпел существенные изменения и стал основой развития в мире брахманизма и индуизма.