Ассирийская церковь Востока или Сиро-персидская церковь (официальное название Святая Апостольская Соборная (Кафолическая) Ассирийская Церковь Востока).
Иногда можно встретить названия: Несторианская церковь, Персидская церковь.
Это христианская церковь восточно-сирийского богослужебного обряда, доэфесская церковь (церкви, которые признают исповедание веры только первых двух Вселенских соборов — Первого Никейского (325 года) и Первого Константинопольского соборов (381 года), отвергая исповедания Третьего Вселенского Эфесского собора и последующих Вселенских соборов), основанная в среде арамеоязычных народов Месопотамии I столетия.
Христология
В литературных источниках говорится о том, что Сиро-персидская церковь придерживается несторианства. Учение Нестория, описанное в его трудах, и отличающееся от него учение Сиро-персидской церкви не имеют отношения к несторианству, которое подверглось осуждению на Третьем вселенском эфесском соборе. В VI столетии несторианский богослов Баввай Великий написал христологическую формулу для Сиро-персидской церкви: «Две природы, две кномы (реализация природы) в одном лице и одной воле Христа».
Несмотря на то, что основными последователями Церкви Персии были сирийцы Востока, ранее она проповедовала положение, согласно которому мир был разделен надвое римско-персидской границей. Сиро-персидская церковь воспринимала восточные территории как собственные. Это отразилось на самом названии – «Церковь Востока» и в титуле «католикос Востока», принятом в 310 году епископом Селевкии–Ктесифона бао Гаггайем. В 410 году с целью принятия решений Первого вселенского собора, был созван новый собор, председателем которого был католикос Мар Исхак. На нем уполномоченные Римо-византийской церкви официально зафиксировали и подтвердили учение. Также собор, с согласия византийского посла Маруты, провозгласил католикоса Церкви Востока «Католикосом и главой епископов всего Востока». Поэтому римские епископы имели притязания на звание «патриарха Запада». Но с этим делением покончили, когда Ассирийская церковь Востока, занявшая восточные территории до японской границы, лишилась своих земель и осталась только в Месопотамии. В это время церковь Рима наоборот укрепила свои мировые позиции.
Сиро-персидская церковь соблюдает традиционный восточно-сирийский богослужебный обряд. Служба может быть трех видов:
Язык службы – классический сирийский (в храмах Индии – также используется язык малаялам). В церквях место изображений святых занимают настенные цитаты из Библии, и отсутствуют иконы и статуи. Почитается имя Бога «Яхве», изображенного в храмах, литургических книгах и на кресте, как «юд», или «юд» и «хи», или «хи+вав». Божественную силу и славу называют «Шекина» (как в иудаизме).
Приняты благодарственные пожертвования животных по обету. Они совершаются тогда, когда человек, обращаясь с просьбой к Богу, приносит обет о совершении жертвоприношения после получения желаемого. Барана или петуха приносят в жертву во дворе храма, затем варят, а по окончании службы делят между верующими. Армянская Апостольная Церковь также соблюдает этот обычай. В некоторых племенах до сих пор существуют разные ритуалы из иудаизма, например, соблюдение субботы (в субботу или воскресенье нельзя трудиться) или запрет на приготовление мяса в молоке. Из этого следует, что Церковь Востока зародилась в иудеохристианстве в эпоху Апостолов и времена диофизитства (концепция, когда в Иисусе Христе признаются две природы — Божественная и человеческая). Тогда христианство еще не было ассимилировано.
Ассирийская Церковь Востока до XIX столетия именовалась Сирийской Церковью Востока. Ученые считают, что название изменилось под влиянием арамейского языка, так как в нем первая буква «аляп» в слове «Ассирия» могла быть нечитаемой. Так появилось слово «Сирия». Многие известные священнослужители получили к своим именам приставку «Сирин», например, Ефрем Сирин.
В Ассирийской церкви Востока соблюдаются семь священных обрядов: таинство крещения, святое причастие, священство, миропомазание, покаяние без исповеди, святая закваска (малка) и крестное знамение. Крещение и святое причастие самые главные из них.
Таинство святой закваски основано на вере в то, что апостол Фаддей привез на Восток кусочек хлеба с тайной вечери Иисуса Христа. С тех пор его крупицы используют в процессе приготовления богослужебного хлеба для причастия.
Самые известные праздники: 28 августа день поминовения Девы Марии (Мат-Марьям), день святого Георгия (Мар-Гиваргиз) отмечают в первый понедельник ноября по юлианскому календарю, Мар-Зайя 14 июня, 26 сентября и 12 января, Мар-Шалыта 1 и 2 октября.
Во время правления Тамерлана резиденция патриархов находилась в селе Алькош (север современного Ирака), с XVII до начала XX столетия в селении Кочанис, Турция.
В конце Первой Мировой войны, после разгрома мятежа против османов и дальнейшего геноцида ассирийцев, приверженцы Ассирийской церкви Востока скрывались в разных уголках земли. Значительное количество эмигрировало в Ирак, который находился под управлением Англии. Когда в 1933 году английское правление в Ираке завершилось, столкновение ассирийцев с местными вооруженными силами закончилось новой резней и уничтожением общины. Правительство Ирака лишило ассирийского патриарха Мар Шимуна XXIII гражданства и изгнало его. Он поселился в Сан-Франциско (США).
В 1964 году некоторые священнослужители воспротивились введению григорианского календаря. Также высказали недовольства по поводу обычая наследования патриаршего титула и нахождения резиденции патриарха за рубежом. Ассирийский индийский митрополит Мар Фома Дармо был лидером среди оппозиционеров. В 1968 году в Багдаде он возвел в сан троих епископов. Вскоре на соборе он был избран патриархом. Новое направление именовало себя Древняя Ассирийская церковь Востока. Преемником Мар Фомы Дармо стал Мар Аддай II.
В 1973 году Мар Шимун отказался от сана патриарха и вступил в брак. В течение длительного времени движение оставалось без нового преемника. В 1976 году тегеранского епископа выбрали патриархом. Он сменил имя на Мар Дынха IV и переехал в Америку. Затем упразднил обычай наследования патриаршества. Следовательно, главное разногласие, которое привело к церковному расколу, было устранено. Но конфликт не был полностью исчерпан, хотя переговоры между епископами проходили удачно. В наши дни Мар Дынхи IV подчиняются одиннадцать, а Мар Аддаю II пять епископов.
В ноябре 1994 года в Ватикане между Мар Дынха IV и папой Иоанном Павлом II была подписана «Совместная Христологическая Декларация». Она объединяла Ассирийскую церковь Востока и Католицизм «в общем исповедании Сына Божия». Была создана ежегодная комиссия по богословскому делу. Впоследствии взаимоотношения между Церковью Востока и одной из ее обособившихся ветвей Халдейской Католической Церковью стали лучше. В ноябре 1996 года патриархи обеих церквей подписали «Совместное патриаршье заявление» в Саутфилде, Мичиган.
Руководителем Ассирийской церкви Востока является католикос-патриарх Гиваргис III. Резиденция находится в Мортон-Гров, Иллинойс, США.
Количество последователей в разных источниках варьируется от двухсот до четырехсот тысяч верующих. Они проживают в Ираке, Сирии, Америке, Армении и других государствах. Последователи, живущие в России, подчиняются епископу Иракскому Курдистана и СНГ. В Москве в 1998 году была построена Ассирийская церковь Девы Марии.
Это ответвление Ассирийской церкви Востока, появившееся в 1964 году. Церковь соблюдает восточно-сирийский обряд. Глава церкви – патриарх Мар Аддай II. Резиденция расположена в Багдаде, Ирак.
Согласно одним данным, число последователей насчитывает примерно сто тысяч человек, по другим – пятьдесят пять тысяч. По подсчетам 1990-х годов в Ираке находится около двадцати трех тысяч приверженцев. Там же расположено большее количество церковных приходов. Кроме Ирака, они существуют в Новой Зеландии, Германии, Австралии и США.
В 1964 году некоторые духовные лица высказали свои недовольства григорианским календарем, наследованием патриаршего титула и тем, что резиденция патриарха располагалась на чужбине. Лидером оппозиционеров стал индийский митрополит Мар Фома Дармо, который вскоре был избран патриархом. Его преемником стал Мар Аддай II. Новая церковь именовала себя Древняя Ассирийская церковь Востока.
22 мая 2014 года в Чикаго прошла встреча между представителями Ассирийской Церкви Востока и Древней Церкви Востока. На ней оба направления рассказали о своем намерении объединиться после полувекового раскола в Объединенную Церковь Востока.
Церковь возглавляет патриарх, католикос, в наши дни это Мар Аддай II. Возведение в сан происходит по следующим ступеням: диакон, священник (пресвитер) и епископ. Церковь разделена на епархии, во главе каждой из них находится епископ. Епархии, в свою очередь, разделены на приходские общины, возглавляемые священниками.
В июне 2010 года церковь официально объявила, что теперь будет праздновать Рождество по григорианскому календарю 25 декабря. Из этого следует, что Древняя Ассирийская церковь Востока и Ассирийская Церковь Востока будут придерживаться одного календаря. Это расхождение было основанием для их разделения. Дата Пасхи так и останется по юлианскому календарю.
Этот поступок считают шагом навстречу примирению. Совместное заседание Священного Синода пройдет в ближайшее время. Возможно, по его завершении эти два направления окончательно разрешат все свои разногласия и создадут единую сплоченную церковь.