Духоборцы (духоборы или духовные христиане) – это русская религиозная группа, которая не признает принятые церковью обряды.
Ее приверженцы являются последователями Русской православной церкви и очень близки по религиозным взглядам с английским протестантским христианским движением – квакерами. Данное учение относится к течению духовного христианства.
Родоначальником и идеологом данной группы является Силуан Колесников. Он проживал в селе Никольском (Екатеринославская губерния) в 1755-1775 годах. Само наименование «духоборцы» получили в 1785 года от архиепископа Екатеринославского Амвросия. Изначально церковью предполагалось, что это название будет указывать на отрицание ими Святого Духа. Но приверженцы группы трактовали это слово по-своему – при непринятии ими церковного обрядничества и внешней религиозности они видели себя ревностными защитниками и сторонниками духа. В итоге название было принято самой группой и закрепилось в обществе за приверженцами данной группы.
Управление общиной духоборов находилось в руках сходки старейшин. Духоборы не поддерживали использование письменности, считая ее “мертвым словом”, отдавая предпочтение живому, устному варианту – «книге животной». Поэтому письменных источников того времени не сохранилось.
Фундаментальная идея учения лежит в квакерстве и заключается в следующем:
– отрицание существования первородного греха;
– вера в перерождение души, причём душа грешника может переродиться не в теле человека, а в теле животного;
– воскрешение Христа понимается исключительно в духовном значении;
– исповедь возможна только богу;
– ограничение себя от недобрых мыслей и деяний является постом;
– совершение богослужения проводится в обычном помещении;
– брак не является религиозным таинством;
– внешние человеческие отличия между собой не являются важным;
– запрет на клятву;
– отказ от армейской службы и присяги;
– непринятие любой религиозной обрядовости.
В конце XVIII века на духоборцев обрушились репрессии, их ссылали, сажали в тюрьмы. И только в 1818 году царь Александр I приехал в село духоборцев Терпение, познакомился с их жизнью и бытом, а затем переселил в Крым и освободил от присяги. Духоборцами впоследствии в знак почитания был установлен монумент Александру I.
Период правления Николая I стал для духоборцев менее благоприятным, правительство рассматривало их как неподходящих соседей для православных крестьян, которые осваивали крымские земли. В результате чего был подписан указ о выселении их с берегов реки Молочная в Закавказье.
С 1841 по 1845 год в результате изгнания пять тысяч духоборов были переселены на территорию современного Азербайджана и Грузии. На землях Грузии духоборцы расположились на юге в гористых местностях Джавахетии, которые в то время опустели. Ими было основано десять селений. На территории Азербайджана духоборами были основаны деревни, которые по настоящее время имеют русские названия: Славянка, Ивановка, Новосаратовка и Новоивановка.
1886 год стал периодом внутреннего конфликта среди духоборцев. Поводом стал «Сиротский дом» – наследство умершей деятельницы духоборцев Лукерьи Калмыковой. Большая часть духоборцев поддержали преемство Петра Веригина, но решение суда было в интересах ее брата Михаила Губанова, чьи приверженцы именовались «малой партией». Обострение конфликта привело к тому, что Петра Веригина отправили в ссылку, в которой познакомился с учением о непротивлении злу насилием Л.Н.Толстого. Используя идеи христианского анархизма, Петр Веригин составил программу и передал ее своим сторонникам – членам «большой партии». Данная программа включала в себя следующие положения:
– отказ от эксплуатации наемного труда;
– разделение имущественных благ между членами общества в равных долях, с одобрения зажиточных представителей;
– отказ от желания к обогащению;
– обуздание желаний богатства через упрощение уклада жизни;
– уменьшение прироста населения путем отказа от заключения брака и распространения полового воздержания;
– отрицание воинской повинности.
Но данная программа не была принята всеми представителями сторонников Веригина, что еще больше вызвало разделение общины. Оставшиеся его сторонники назвались «постниками» из-за отказа от употребления мяса. В 1895 году тысячи духоборцев-постников совершили сожжение всего имеющегося у них оружия в знак отказа от военной службы. Это закончилось жестоким подавлением восстания казаками. Духоборцы были избиты, а их имущество разграблено. После этого более четырех тысяч духоборцев насильственно переселили в места с опасными для проживания условиями без права продажи жилья. Отказывающихся от военной службы заключили в тюрьмы, многих сослали в Сибирь.
Безрезультатно защитниками духоборцев выступали лидер толстовства Владимир Чертков, впоследствии изгнанный за пределы страны, публицист и общественный деятель Павел Бирюков и последователь Л.Н. Толстого Иван Трегубов, которые были сосланы в ссылку. Большую поддержку духоборцам оказывал Лев Толстой. По его инициативе и за счет финансирования зарубежных квакеров удалось добиться решения об эмиграции духоборцев. В результате в 1898-1899 годах около семи с половиной тысяч человек (треть духоборцев) переселились на земли Канады в провинцию Саскачеван. Часть оплаты переселения осуществлял Лев Толстой, который именно для этой цели ускорил завершение романа «Воскресение».
Духоборцы получили поддержку Владимира Бонч-Бруевича, который для них в Канаде выпустил издание псалмов, хранившихся ранее только в устной традиции – «Животную книгу духоборцев».
На территории Канады духоборцам было дано разрешение не нести военную службу. Они поселялись недалеко друг от друга, что позволяло им заниматься совместной обработкой земель. В связи с отказом духоборцев принести клятву верности действующей власти, у них отобрали огромное количество ставших пригодными для возделывания участков, так как это было обязательным условием получения земли в личную собственность.
После этого в 1908-1911 годах духоборцы были вынуждены переселиться на запад Канады, в Британскую Колумбию. Там была основана Христианская Община Всемирного братства. Несмотря на то, что уровень материального благосостояния общины рос, назревали внутренние идеологические конфликты между участниками. В 1924 году Петр Веригин умер при неизвестных обстоятельствах, а его идеология пришла в упадок. Последователи радикального течения «Сыны свободы» выказывали полный отказ от канонов современной жизни. Они выступали против школьного образования и даже поджигали школы. Протесты нередко сопровождались «голыми» демонстрациями в городах Канады.
Община канадских духоборцев в 1932 году стала членом организации «Интернационал против войны», инициатором данного международного движения выступал секретарь Л.Н.Толстого В. Ф. Булгаков.
Начиная с конца 1980-х годов, переселившиеся из Грузии в Россию духоборцы стали жителями Тульской, Белгородской, Брянской, Орловской и Ростовской областей. Одной из причин такого переселения послужила государственная программа возвращения в Россию соотечественников.
До 2008 года оставшейся частью духоборцев руководил правнук Джон Веригин, праправнук Петра Веригина. За миротворческую деятельность он был удостоен ордена Канады, ордена Британской Колумбии и ордена Дружбы народов Советского Союза.
В настоящее время в Канаде живут около тридцати тысяч потомков духоборцев, среди которых около пяти тысяч сохранили веру. У более половины из них русский язык является родным. Одним из современных представителей является Том Невакшонов – видный известный канадский политик.