В этой статье речь пойдет о представителях христианского гностицизма маркионитах, симонианах и эбионитах.
Это гностическое течение в раннем христианстве, связанное с Маркионом Синопским. Маркиониты придерживались дуалистических взглядов. Они считали, что Бог Ветхого Завета, несмотря на свою справедливость, был жестоким и злопамятным. Между ним и добрым, непостижимым Богом — Отцом Небесным, отцом Иисуса Христа, нет никакого сходства.
Когда зародилось маркионитство — неизвестно. Немецкий ученый Адольф фон Гарнак считал, что оно появилось примерно в апостольское время и являлось древнейшей гностической сектой. Липсиус рассматривал это течение как одну из самых поздних версий гностицизма.
Маркиониты вели аскетичный образ жизни и не заключали браки.
Таинство крещения во имя Иисуса Христа можно было совершать трижды. На святом причастии пили не вино, а воду.
В субботу, которая считалась седьмым днем недели у маркионитов, соблюдали пост.
Основатель течения Маркион Синопский считал, что во время религиозных преследований вера должна крепнуть, а не наоборот. Маркиониты не боялись гонений, а иногда сами провоцировали их. Большое количество мучеников было предметом гордости у общины.
После кончины Маркиона в его церкви произошел раскол, она разделилась на египетское и ближневосточное крыло.
Египетские маркиониты признавали материю не вечным и не удачным плодом божьих трудов. Тело Сына Божия они считали не только духовным, но и физическим, состоявшим из тонких элементов воздуха, которые растворились при вознесении, оставив только душу, поднявшуюся на небо. Лидером у египетских маркионитов был Апеллес.
Главой ближневосточного крыла маркионитов стал Татиан. Он постиг вероучение Маркиона о противоположности Ветхого и Нового Завета и о презрении материи. На Востоке его сторонников называли энкратитами (воздержниками) и гидропарастатами (водопийцами).
Примерно в 400 году маркионитство широко распространилось в Малой Азии, Сирии, Армении, Риме и Карфагене.
Религиозное направление, существовавшее в I столетии, получило название от имени своего основателя Симона Волхва. Многие богословы древности в литературных трудах окрестили учение симониан ересью.
Симон Волхв был уроженцем селения Гитфон (Гиттон) в Самарии. Он основал свое учение из-за неудачной попытки купить дар Духа Святого (покупка священства) у апостолов и приобщения к ним. Вероучение было ответвлением гностицизма.
Симон провозгласил блудницу Елену, выкупленную им из публичного дома, творческой мыслью верховного Божества. От ее связи с верховным Божеством появились архангелы и ангелы, которые создали мир. Елена стала спутницей Симона. Он именовал себя великою Божией силой, а ее Святым Духом.
Симон обещал своим последователям свободу и вседозволенность. Поэтому симониане погружались в разврат и суеверия. Симон Волхв отрицал воскресение мертвых. Он считал, что мир создан не Богом.
Симон провозгласил себя верховным Богом, а также Отцом, Сыном и Духом Святым.
Это иудеохристиане, соблюдающие Моисеев закон (Тора). Они соблюдали субботу, кашрут пищи, проводили обрезание. В IV—VII столетии эбиониты перестали существовать.
Ведущий богослов II столетия Ириней Лионский, а также философ и ученый Ориген говорили об эбионитах.
Церковный историк середины второго столетия Юстин выделил четыре категории евреев, которые верили во Христа:
Вера базировалась на Ветхом Завете, устных преданиях о жизни Иисуса Христа на земле, частично сохранившихся посланиях апостолов и других писаниях, некоторые из них были еретическими.
Богослов и греческий церковный историк Евсевий Кесарийский писал, что эбиониты:
Эбиониты верили, что Иисус, равно Моисею, должен лишь исполнить закон и пророчества. Он очистил Закон от фальши.
Верующие придерживались бедного и аскетичного образа жизни. Они были вегетарианцами.
У богослова Ф. Ф. Бруса есть мнение, что эбиониты, совмещая взгляды христиан и евреев, называли себя мостом между Церковью и Синагогой. В итоге Церковь назвала их еретиками, а Синагога — вероотступниками.
На протяжении практически всей своей истории учения маркионитов, симониан и эбонитов оспаривались многими церковнослужителями. Их называли еретиками и богоотступниками. Но все же эти религии находили своих сторонников.