Антитринитаризм — собирательное название для христианских направлений, которые базируются на вере в Единого Бога и отрицании его триединства (Троицы).
Иными словами, приверженцы антитринитаризма отвергают тринитарный догмат о трех божьих ипостасях — Отце, Сыне и Святом Духе. Тринитарные направления считали эту точку зрения ересью антитринитариев. Начальную формулировку учения утвердили на Первом Никейском соборе в 325 году, а в 451 году догмат стал известен как Никео-Цареградский Символ веры. Большинство христианских вероисповеданий нашего времени принимают тринитарное учение.
Первым направлением, рассмотренным в этой статье, будет унитарианство (Унитарианская церковь) — антитринитарное протестантское движение, отрицающее догмат о Троице. Также некоторые его теологи отвергают учение о грехопадении.
Второе антитринитарное движение — сведенборгиане — сторонники учения, разработанного шведским ученым и теософом Эммануилом Сведенборгом.
Следующее движение — христадельфиане — христианское унитарное вероисповедание, зародившееся в XIX веке в Великобритании и США.
Еще одно антитринитарное движение — Исследователи Библии — милленаристское течение, появившееся в 1870—1872 годах в Питтсбурге.
Антитринитарные вероисповедания и независимые библеисты критикуют концепцию Троицы. Они считают, что у доктрины нет разумного объяснения, и им абсолютно непонятно, как в едином Боге пребывают три отдельных, «неслиянных» ипостаси, которые общаются между собой. Понятие «Троица» отсутствует в Ветхом и Новом Завете.
Антитринитарии считают доктрину Троицы искажением христианства, противоположностью евангельским определениям, например: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» и другим.
Унитарианство своими корнями уходит в раннехристианские движения, которые не признавали божественную природу Иисуса Христа и отвергали концепцию триединства Бога.
В 1565 году в Польше унитариан исключили из Польской реформатской церкви. В этом же году они создали Малую реформатскую церковь. В 1605 году унитариане опубликовали свою вероучительную книгу «Раковский катехизис». Община, основанная в 1579 году в Ракове, стала главной в новой церкви. Ее лидером стал Фаусто Соццини, поэтому польских унитариев именовали социнианами.
В Литве существовало ответвление социниан — литовские братья. Оно совсем отменило поклонение Иисусу Христу. Унитарии переживали свой расцвет в Польше и Литве в 1580–1620 годы. После их начали подвергать гонениям, а в 1658 году и вовсе выгнали из страны. Многие эмигрировали в Трансильванию к своим братьям по вере.
Главой унитарианской церкви Трансильвании был Ференц Давид, получивший в 1658 сан епископа Реформатской церкви Трансильвании. Внутри этой церкви появилось крепкое унитарианское движение. Укреплению позиций унитарианства в Трансильвании и Венгрии способствовало то, что сам король Янош II Запольяи обратился в эту религию. После, при князе Стефане Баторий, жизнь верующих в Трансильвании осложнилась. Однако, унитарианская церковь Венгрии, пережив гонения, заняла свое место. В наши дни в Румынии существуют ее последователи.
В Англии унитарианство основал Джон Биддл (1615—1662), который написал несколько поддерживающих движение богословских трактатов. Первая английская община унитариан появилась в 1774 году. Ее создал Теофилус Линдси англиканский священнослужитель в прошлом. Известный английский химик Джозеф Пристли был активным сторонником движения. В 1794 году ему пришлось эмигрировать в США. Там, в штате Пенсильвания два года спустя он открыл первую унитарианскую церковь.
В 1925 году самые значимые унитарианские организации США создали союз. Взгляды американских унитариан и церкви универсалистов, которые считали, что все люди достойны спасения (христианский универсализм), были похожи. Поэтому в 1961 году они объединились, образовав Унитарианскую универсалистскую ассоциацию. Придерживаясь либеральных взглядов, она активно участвует в жизни общества.
Современные унитариане не опираются на четко сформулированное вероучение. Они свободны в своих суждениях относительно вопросов веры и в толковании Библии.
Часть унитариан отрицают доктрину о грехопадении, искупительную жертву Иисуса. Они считают, что на Страшном суде все люди, независимо от вероисповедания, должны спастись.
В унитарианстве нет таинств. Общины отличаются друг от друга своими традициями. На собраниях совершают проповеди, поют гимны.
Часть унитарианских общин разрешили заключать однополые браки.
В 1787 году в Лондоне Эммануил Сведенборг открыл сведенборгианскую церковь — «Нового Иерусалима», распространившуюся по Великобритании и Америке в короткие сроки.
К концу XIX столетия в Великобритании существовало примерно 80 сведенборгских общин, а в США — 116.
Приверженцы учения Сведенборга проникали в Германию, Францию, Швецию и Россию.
Основателем конфессии является доктор Джон Томас. Свои общины христадельфиане (с древнегреческого «братья во Христе» или «Христовы братья») называют «экклесиями» (с греч. «собрания»). Число последователей в 120 странах мира насчитывает примерно 50 тысяч верующих.
Главные принципы верующих звучат следующим образом:
У христадельфиан нет иерархической структуры. По воскресеньям крещенные христадельфиане встречаются в домах или маленьких залах для преломления хлеба в память о смерти и воскресении Иисуса Христа.
Основателем движения Исследователи Библии был Чарльз Рассел. Позже у течения появились разные религиозные направления. В наши дни самым знаменитым из них являются свидетели Иеговы.
История этого направления делится на несколько временных отрезков: момент смены духовного лидера становился началом нового этапа.
Исследователи Библии при Расселе поддерживали антитринитарианство, хилиазм (теологическое понятие, представления в христианской эсхатологии о временном периоде, в котором Иисус и христиане будут править миром тысячу лет), смертность души. Они признавали крест символом христианства, праздновали Рождество и дни рождения. Своих старейшин общины выбирали голосованием.
В 1879 году Рассел начал публиковать журнал «Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа», в наши дни он называется «Сторожевая башня». Для выполнения разных хозяйственных и административных функций Исследователи Библии создали «Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов». Рассел стал ее первым президентом.
Исследователи Библии предрекали наступление конца света в 1914 году.
Преемником Рассела стал Джозеф Франклин Рутерфорд.
В 1919 году, стремясь распространить свое движение, Исследователи Библии начали публиковать журнал «Золотой век», известный в наши дни под названием «Пробудитесь!».
В своих трудах Рутерфорд предрекал новую дату конца света и воскрешения ветхозаветных праведников — 1925 год. Позже, когда в 1925 году не произошло предсказанных событий, Исследователи Библии посчитали, что Армагеддон случится при жизни людей, которые будут помнить 1914 год.
Во времена Рутерфорда демократия в общинах сменилась на теократию. Он ликвидировал совет директоров, руководящий всей деятельностью Общества Сторожевой башни.
Предпосылки раскола появились еще в 1909 году. Тогда в США некоторые собрания обособились от Исследователей Библии по причине того, что Общество Сторожевая Башня стала именовать Рассела «верным и благоразумным рабом», ссылаясь на Евангелие от Матфея.
После преобразований Рутерфорда Общество Сторожевой башни стало руководящим органом Исследователей Библии. Общество стало назначать старейшин в конгрегациях. Поэтому среди Исследователей Библии в 1916 году произошел раскол. Большое количество собраний, поддерживая старые порядки, отходили от Общества.
В 1931 году сторонники Рутерфорда стали именоваться Свидетелями Иеговы.
Антитринитарные течения с IV столетия подвергались жестоким гонениям и осуждениям со стороны церковнослужителей и государственных властей. Поэтому последователей у этих движений немного. Среди самых знаменитых — Исаак Ньютон, Джон Локк, Уильям Пенн, Томас Джефферсон, Лев Толстой и другие. В рядах христиан около 36–37 млн антитринитариев.