Несторианство – понятие в христианской теологии, обозначающее несколько похожих, но в то же время различающихся учений.
Во-первых, несторианство связано с концепцией христианского церковного деятеля Нестора, учение которого в 431 году на Эфесском соборе (Третьем Вселенском) было признано ересью. Согласно учению Нестора, в Иисусе Христе сочетались божественная и человеческая кномы (лицо, природа).
Во-вторых, несторианство, имея широкое значение, относится к более поздней по возникновению доктрине, отличающейся областью применения и терминами. Это учение было основано Мар Бабаем Великим спустя сотни лет после кончины Нестора. В его основу легли отредактированные лично Мар Бабаем учения Диодора Тарсийского и Евагрия Понтийского. Христианские церкви, проповедующие данную религию, называются Доэфесскими церквями.
Вероучение Нестора – версия развития Антиохийской богословной школы. Антиохийское учение о Христе основано на доктринах Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского, признанных Ассирийской Церковью Востока предтечами учения. Нестор, за свою преданность литургии Церкви Востока, почитается в ней, как святой. Но его учение отвергается этой церковью. Издревле в ней существует культ Девы Марии, который сам Нестор не поддерживал. В связи с этим несториане были против, чтобы их так называли.
Основной принцип несторианства: в лице Христа объединены две кномы и две природы – Бога и человека. Воля – не свойство природы или ипостаси, а свойство лица. Воля Христа – это Богочеловеческая воля, объединяющая человеческую и божественную воли, согласованные между собой. В «халкидонских» церквах по концепции несторианства действия во Христе разделяются на человеческие (рождение от Марии, мучения, смерть на кресте) и на божественные (сотворение чудес). Так как рождение Христа относится к его человеческой ипостаси, несториане считают термин «Богородица» неточным. Они особенно почитают человеческие подвиги Христа. Во время Крещения на Иисуса снизошла благодать, и две его ипостаси, находящиеся в тесном соприкосновении до проведения таинства, соединились. Своими мучениями и смертью через распятие Христос показывает повиновение воле Бога. А Бог своей силой воскрешает его. Воскрешение – это торжество над смертью, основным следствием греха Адама.
Архиепископ Александрийский Кирилл, поддерживающий христологию Александрийской богословской школы – главный оппозиционер Нестория. Кирилл настаивал на термине «Богородица» утверждая, что Бог был рожден от Девы как человек, а не соединился с рожденным ею человеком. Нестор был с этим не согласен. Результаты споров между ними были опубликованы в «12 анафематизмах», написанных Кириллом. Они стали своего рода символом борьбы с Нестором. Труды Кирилла были обнародованы в 431 году на Эфесском соборе.
В 451 году был созван Халкидонский собор из-за беспорядков, возникших из-за учения Евтихия, который считал, что человеческая ипостась Христа растворилась в божественной. На Халкидонском соборе учения Нестора и Евтихия были признаны чуждыми доктринам Святой Соборной и Апостольской Церкви. Несторий отказался от своего термина «Богоприимица».
В 431 году Эфесским собором Нестор был признан еретиком и предан анафеме. А на заседании антиохийской делегации еретиком был признан Кирилл Александрийский. К разрешению вопроса был привлечен император Феодосий II, который принял сторону резолюции александрийской делегации. После конфликт был разрешен благодаря согласительному вероисповеданию. Некоторые историки считают, что и в 451 году во время Халкидонского собора несториан предали анафеме.
Последователи Церкви Востока не причисляют себя к несторианам, так как хоть они и считают Нестора святым, но не ему приписывается создание их церкви. О конфликте Нестора и Кирилла пока оба были живы, сирийская церковь не знала. Но она была признана как основанная Нестором после его кончины.
Вследствие религиозных преследований на территории Византии, большое количество несториан отправилось в Персию и примкнуло к Церкви Востока, где превалировала антиохийская богословская традиция. Церковь Востока, являясь оппозицией византийскому христианству, обосновалась в церкви Персидской империи, а затем отделилась от христианского мира. Но после Халкидонского собора стала сближаться с православием в борьбе с монофизитством. Это монофизиты (миафизиты) первыми стали использовать термин «несториане», подразумевая под ним последователей Церкви Востока, православных и католиков. Император Юстиниан I хотел добиться мира с миафизитами, но тщетно. В итоге произошел канонический разрыв с Церковью Востока. Церковь Востока, считая, что Вселенские соборы православных принадлежат Церкви Запада, отказывалась отправлять поверенных на Вселенские соборы и вовсе признавать их таковыми.
Православие и Церковь Востока никогда не противостояли друг другу в отличие от других церквей.
Благодаря активной миссионерской деятельности, несторианство стало популярным среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии, Великой степи и Кавказа. Город Ктесифон (Ирак) стал его центром.
В 420 году в городе Мерве была открыта епархия несториан. Еще одним крупным центром стал Согд, в столице которого, Самарканде, некоторое время были войны между христианами и мусульманами. Епархия Самарканда быстро росла, распространившись до Вазгерда.
Во времена Арабского халифата несторианская церковь достигла пика в своем расцвете, а в 628 году патриарх Ишо-Яб II д’Гуэдал был удостоен охранной грамоты от пророка Муххамеда. Это произошло потому, что порабощенные халифатом народы должны были отречься от язычества в пользу одной из авраамических религий. Обычно предпочтение отдавалось несторианству, иногда во избежание войн с мусульманами.
В 635 году несторианство появилось в Китае. Первые императоры династии Тан разрешали им возводить храмы и относились к ним благосклонно. Когда в Китае к власти пришла династия Мин, христиане были изгнаны. Часть христиан Индии примкнула к католикам, остальные остались на стороне прежней религии. Несторианство проникло также в Японию. Несторианство, охватив обширные территории и большое количество последователей, стало самым часто встречающимся направлением христианства.
В 1552 году появилась Халдейская католическая церковь – союз несториан Ближнего Востока и католиков.
Среди половцев, народа Великой Степи, несторианство было очень популярно. И так как Православная церковь и несторианство не противостояли друг другу, половецкую девушку, которую брал в жены русский князь, не крестили повторно. Множество половцев слились с русским народом после монгольского ига. Также русские ассимилировали несториан Сибири, после ее присоединения.
В наши дни Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока представляют несторианство. Современные несториане в большинстве своем живут в Иране, Ираке, Сирии, Индии, США, Израиле, Палестине.
В Москве расположен храм несториан и центр ассирийской диаспоры Москвы.
Своим появлением несторианство принесло в лоно Церкви новые христологические споры. На протяжении всей своей истории несториане то процветали, то подвергались религиозным преследованиям, а затем практически растворились, ассимилируюсь с христианством.