В этой статье речь пойдет о представителях сиро-халдейского гностицизма: сифианах и бардесанитах.
Сифиане или сифиты — гностики, получившие свое название по имени библейского патриарха Сифа (Сета). Он был третьим сыном Адама и Евы. Сифиане считали, что его род обладал высшей мудростью, а также верили в то, что Иисус стал земным воплощением Сифа.
Бардесаниты — религиозное объединение (секта), образованное философом и писателем Бардесаном. Верование схоже по своей сути с трудами сторонника раннехристианского гностицизма Валентина.
В основе вероучения сифиан лежит идея избранного духовного рода. На земле потомков Сифа окружают люди материального мира из рода Каина. Согласно убеждениям сифиан, только Сиф был сыном Адама и Евы, Каин же родился от творца материального мира Иалдабаофа, который надругался над Евой.
Смешение родов считается злом, в отличие от первородного греха. Цель сифиан — истинное воскрешение и вознесение из физического мира в Божье царство Барбело.
Литературные труды Епифания Кипрского, Тертуллиана и Ипполита Римского и подлинные гностические манускрипты — основа для исследования сифиан.
Учение сифианского гнистицизма состоит из следующих принципов:
Сифианское вероучение схоже с философией сифианских гностических сект, барбелоитов, архонтиков, офитов и «гностиков-христиан».
Бардесан (Бар-Дайсан, Вардесан, Вардисиан, Бардезанес) — сирийский философ, богослов, писатель, гностик. Он создал язык сирийской литературы и поэзии. А также основал свою секту, последователи которой называли себя бардесанитами.
Его родина — окрестности Эдессы (современная Турция). Жил в одно время с царем Авгарем, провозгласившим христианство в Эдессе. Здесь в 218 году к императору Гелиогабалу проходили послы из Индии, от которых Бардесан узнал о различных индийских вероучениях.
Бардесан был знаменит своими религиозно-философскими, историческими и поэтическими трудами. До наших дней сохранилась «Книга законов стран», которая, вероятно, была написана его учеником Филиппом.
Множество стихов Бардесана, посвященных религии, легли в основу гимнов, которые были актуальными на протяжении нескольких столетий.
Вероучение Бардесана по сути одинаково с системой античного философа и сторонника раннехристианского гностицизма Валентина, только в упрощенной форме.
В плероме Бардесана семь эонов и единственный «Небесный Христос, Сын Жизни», который появился от брака активного и пассивного начала – «Отца Жизни и Матери Жизни».
Женское дополнение Христа — Хакмут (Софья). Но она, из-за своего бессилия, падает во тьму, хаос. Хакмут, тайно прислушиваясь к Небесному Христу, воссоздает из бесформенной материи Демиурга, а затем физический мир, у которого есть своя основа.
В этом заключается отличие учения Бардесана от валентиновой системы. В остальном они идентичны.
Бардесаниты считали, что душа человека делится на высшую, духовную, и низшую, материальную. Материальная составляющая души покоряется обстоятельствам. Высшая душа, являясь порождением Хакмут, не зависит от судьбы и имеет свободную волю.
Души очищаются, преодолевая выпавшие на их долю жизненные испытания. В конце мира все они воссоединятся с ангелами на брачном празднестве Христа и Хакмут, достигающих Сизигии — полного и окончательного сочетания.
Философия конфессий сифиан и бардесанитов в той или иной мере соответствуют учению гностицизма: хотя каждое течение добавляет что-то свое, основа остается нетронутой.