Кальвинизм – одно из направлений протестантизма, названное по имени его родоначальника – французского теолога и проповедника Жана Кальвина.
Идеи кальвинизма зародились в XVI веке, в период ожесточенной борьбы между лютеранами и реформаторами. Подстраиваясь под реалии того времени, кальвинизм тесно связал себя с политикой, что позволило ему распространить свое влияние на многие европейские страны.
В мире существует три течения кальвинизма.
Пресвитерианство (в переводе с греческого – “старший”). Одно из протестантских направлений и особенная форма организации церкви. Уделяет особое внимание крещению как к акту вступления в круг верующих, групповому пению псалмов, общему причастию для духовенства и мирян.
Также пресвитерианцы разделяют идеи о божественном спасении (без участия священника), духовном предопределении, совершенстве Священного Писания. Распространено в США, Шотландии, Австралии и Канаде, а также бывших английских колониях (Африка и Южная Корея). Церкви также присутствуют в Англии и Северной Ирландии.
Кальвинистские взгляды также присутствуют в других течениях протестантов: баптизм, пуританство, пятидесятничество, методизм, евангельское христианство. Убеждения Жана Кальвина можно обнаружить и в парахристианских учениях, например, у мормонов, проповедующих “восстановление” христианства в первоначальном виде.
Несмотря на схожесть термина “кальвинизм” с фамилией одного из ярких представителей учения, историю его возникновения часто связывают с Ульрихом Цвингли – руководителем кальвинистской реформации в Швейцарии, христианским гуманистом и философом. Причиной распространения кальвинизма стала Реформация, которая началась 31 октября 1517 г. Ее поводом послужили девяносто пять тезисов Мартина Лютера против Римской католической церкви, которые он прибил к воротам церкви в Виттенберге.
Помимо лютеранства, внутри протестантизма выделился кальвинизм, развивавшийся по-разному в нескольких европейских странах.
При Марбургском диспуте (1529 г.) протестантское движение раскололось на лютеран (в Германии) и реформаторов (в Швейцарии). Представителем вторых оказался Ульрих Цвингли. Реформаторы считали, что церемония причастия носит символический характер, а сторонники Мартина Лютера утверждали, что через евхаристию верующие принимают истинную кровь и тело Иисуса Христа.
После гибели Цвингли в 1531 г. в противостоянии с католиками реформацию возглавил Жан Кальвин. В 1536 г. сторонники протестантизма Швейцарии приняли Гельветское исповедание, а в 1563 г. был опубликован немецкий Гейдельбергский катехизис.
Во Франции кальвинисты впервые появились во всех крупных городах в 1534 г. и стали называться гугенотами. Попытки широко распространить кальвинизм не увенчались успехом. Гугеноты наши поддержку лишь в Орлеане, Ла-Рошеле, Ниме и Тулузе.
Но в 1572 году сторонники католицизма ликвидировали около трех тысяч кальвинистов в Париже. Это событие получило название Варфоломеевская ночь. Несмотря на крупные потери, кальвинистам удалось отстоять часть своих идей. По этому поводу в 1598 г. был принят Нантский эдикт, отмененный в 1685 г.
Почти сразу после возникновения кальвинизм распространился в Венгрии и Речи Посполитой. Властители венгерского княжества Трансильвании приняли Гельветское исповедание (1567 г.). Они образовали Венгерскую реформатскую церковь, прихожане которой составляют пятую часть современных религиозных венгров.
В Речи Посполитой доктрина привлекла внимание дворян (шляхты), но ее авторитет упал из-за проповедей антитринитариев (польских братьев и социан). В 1570 г. кальвинисты и другие протестанты подписали Сандомирский договор для борьбы против католиков, но в процессе Контрреформации попытки распространить кальвинизм были уничтожены в Речи Посполитой. Польша и Литва продолжили исповедовать католицизм.
В 1571 г. возник кальвинизм в Нидерландах и образовалась Нидерландская реформатская церковь. В 1566 г. его сторонники спровоцировали Иконоборческое восстание, ставшее началом революции. Силу гейдельбергского катехизиса подтвердил Дордрехтский синод, состоявшийся в 1618 г. Постепенно идеи кальвинистов из Голландии распространились в другие страны: Южная Африка (там создана Голландская реформатская церковь) и Великобритания, где кальвинисты именовались пуританами.
Последователи кальвинизма повлияли на исход Английской революции и привнесли в духовную жизнь англосаксов свои коррективы. Церковь Англии разделяет протестантскую теологию, отраженную в Вестминстерском исповедании 1648 г. Но наличие помпезной иерархии духовенства, по мнению радикальных кальвинистов, указывает на их приверженность католицизму.
В этот период среди протестующих кальвинистов выделились сторонники конгрегационализма и пресвитерианства. Первые повлияли на Американскую революцию XVIII в., обосновавшись в Новой Англии, а вторые – на формирование религии в Шотландии.
В XIX в. была предпринята попытка сблизить представителей лютеранства и кальвинизма. В 1817 г., в честь трехсотлетия Реформации, она получила название Прусская уния.
В отличие от Мартина Лютера, который проводил Реформацию с целью освободить церковь от всего, что противоречит Библии, Жан Кальвин считал, что из нее следует убрать все, что отсутствует в Священном Писании – Библии. Особенность кальвинистского богословия в рационализме и частом неодобрении мистики.
Суть кальвинизма в том, что верховная власть во всем принадлежит исключительно Богу. Также учение базируется на принципах: