Методизм – протестантское вероисповедание, встречающееся больше всего в США и Великобритании.
Методизм появился в 1720-х годах в Оксфорде, в недрах Англиканской церкви. Затем в XVIII веке, потребовав от нее следования евангельским нормам, методисты отделились в самостоятельную конфессию.
Основатели методизма – Джон Уэсли и Джордж Уайтфилд, а также графиня Селина Гастингс, которая внесла существенный вклад в становление религии.
География распространения методизма обширна – примерно 75 млн. человек и более 130 стран. Самая крупная церковью в США – Объединенная методистская церковь, включающая 7,5 млн. прихожан.
Джон Уэсли и Чарльз Уэсли создали организацию «Святой клуб» в Оксфорде, где Джон Уэсли работал преподавателем. Там, в 1720-х годах и появился методизм. Встречи Святого клуба были еженедельными. На них происходило Причастие. Участники клуба постились, заботились о больных и людях в сложной жизненной ситуации. Так, взяв в своей деятельности за основу духовность, и назвав ее «методом», они стали называться «методистами».
Вначале методисты не обособляли себя от англиканства. Они считали, что необходимо вернуться к периоду раннего христианства. Методистские общины распространились в Великобритании к концу XVIII века. Они представляли собой малочисленные так называемые «классы», в которых последователи исповедовали друг друга, проводили миссионерскую работу и занимались благотворительностью, что помогало членам общины выстроить доверительные отношения между собой.
Особенностью деятельности методистов являлась их помощь бедному населению.
Благодаря усилиям Джона Уэсли, который выступал против рабства, призывал к созданию кредитных учреждений, реорганизации тюрем и распространению медицины среди народа, методизм стал популярным у рабочего класса.
Первоначальные установки методистов:
Другой основатель методизма Джордж Уайтфилд учился в Оксфорде на одном курсе с братьями Уэсли. За свои неортодоксальные взгляды они вместе были отлучены от Англиканской церкви.
Разные взгляды на определенные вопросы у основателей методизма привели к разным дискуссиям. Джон Уэсли отдавал предпочтение Моравской церкви и учению Якоба Арминия, отрицая учение о предопределении. А Джордж Уайтфилд и Селина Гастингс симпатизировали кальвинистам.
Джордж Уайтфилд путешествовал по Англии, проповедуя под открытым небом. В результате его деятельности появилась Свободная церковь Англии. Но после его смерти кальвинизм в методизме сошел на нет, и последователи перешли на сторону Джона Уэсли.
В 1784 году, когда Джон Уэсли возвел в сан некоторых первых церковнослужителей для миссионерской работы в Северной Америке, методизм отделился от Англиканской церкви.
С 1788 года количество методистов в Великобритании начала расти, достигнув к 1906 году примерно 800 тысяч.
В 1795 году умер Джон Уэсли. После этого методисты создали свою церковь и полностью отделились от англиканства. В 1932 году появилась Методистская церковь Великобритании. Она объединила в себе Уэслианскую методистскую церковь, Объединенную методистскую и Первоначальную методистскую церковь.
Также методизм распространился и в колониях Великобритании. Например, в Африке появились Африканская методистская епископальная церковь и Африканская методистская епископальная церковь Сиона.
На сегодняшний день Объединенная методистская церковь – самая крупная организация и церковь, которая принадлежит к протестантскому мейнстриму США.
В 1923 году Объединенная методистская церковь построила Чикагский храм со 173-метровым шпилем. Это самый старый небоскреб города.
Методисты проповедуют ортодоксальное христианское учение в Пресвятую Троицу и ортодоксальное учение о том, что Иисус Христос имеет человеческое и божественное происхождение.
Методисты пользуются Апостольским и Никео-Цареградским символом веры.
Крещение и Святое Причастие – лишь эти два ритуала, которые принимают методисты. Они считают, что «принимают Тело и Кровь Христа, Который дает искупление в Святом Причастии». Они верят в существование и других сакраментальных средств благодати.
Методисты, взяв за основу духовную практику Джона Уэсли, важную роль в религиозной деятельности отдают учению святых отцов. А Священное Предание не считается частью Священного Писания, а используется лишь для толкования последнего.
В методизме существует понятие «Четырехугольник Уэсли» – Sola Scriptura, Prima Scriptura, Герменевтика и Христианская традиция. Ему следуют методисты в учении о проявлении Божественного Откровения.
Последователи методизма считают, что через миссионерскую деятельность и служение миру возможно спасение. Любовь к Богу – это всегда любовь к ближнему и справедливость.
За 13 недель до Адвента и после Пятидесятницы у методистов наступает «Время прилива», когда благотворительность становится особенно важной. Еще существует особенная ежегодная, проходящая в воскресенье духовная практика «Договор», во время которой, используя богослужение «Молитва Завета», методисты возобновляют личный завет с Богом.
Методизм в России появился в 1889 году, когда образовался первый приход в Санкт-Петербурге. В 1909 году эта конфессия была официально признана в России в статусе Методистской епископальной церкви.
В результате антирелигиозных гонений в 30-х годах методизм был почти полностью искоренен в СССР. Исключением являлась Эстонская ССР, где он существовал официально в 1940-80-х годах.
Методизм возродился в России в 1980-90-е годы.
В 1993 году появилось Объединенная методистская церковь в России с прихожанами в несколько тысяч человек, входящая во Всемирный методистский совет. Истории известна первая российская женщина пастор Лидия Истомина, которая была возведена в сан в 1991 году. Она принадлежала Объединенной методистской церкви.
Подводя итог, можно сказать, что методизм – это религиозное течение, которое включает в себя демократичные взгляды, идейную свободу и отсутствие диктаторских правил. Он поощряет духовное и интеллектуальное саморазвитие и учит великодушию по отношению ко всем членам общества.