Протестантизм — одно из ведущих направлений христианства, возникшее как ответная реакция на злоупотребление властью Римской католической церкви и ее привязанность к материальным ценностям.
В ходе развития мировой истории внутри протестантизма образовалось множество деноминаций с радикальными, консервативными и миссионерскими взглядами.
Суть протестантизма заключается в пяти принципах. К ним относится провозглашение Библии истинным источником божьего слова, отпущение грехов только через непоколебимую веру, дарование спасения Богом, посредничество Иисуса Христа между Богом и людьми.
Многие протестантские деноминации сформировались, получили свое дальнейшее развитие в период Реформации (XVI в.) и в эпоху Нового времени. Также на всем протяжении истории возникали протестантские движения, имеющие схожие черты. Например, объединения «братьев», сектантские течения.
Почти сразу после начала реформатских мероприятий среди протестантов выделились несколько крупных религиозных направлений, существующих и по сей день.
Пресвитерианство является одним из течений в протестантизме и одной из ветвей кальвинизма.
Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом.
Пресвитерианское учение провозглашает:
В настоящее время пресвитерианство наиболее распространено в Шотландии, США, Канаде и Австрии.
В конце XVIII в. в США возникло движение реставрационизм (христианский примитивизм), большую часть которого составляли пресвитериане. Они выступали за восстановление христианства в первоначальном, аутентичном виде. Однако подобные попытки приводили к выходу некоторых групп за пределы как протестантизма, так и христианской ортодоксии в целом.
Анабаптизм (перекрещенцы) — название участников радикального религиозного движения периода Реформации, распространенного в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Такое наименование было получено приверженцами анабаптизм от своих противников.
Основные идеи анабаптистов, к которым они активно призывали средневековое общество — повторное крещение в сознательном возрасте и отказ от крещения младенцев. Для анабаптистов жизнь христианина представляет собой процесс преобразования в образ Христов через собственные мысли и эмоции. Их учение состоит из трех элементов:
Вероучение имеет прикладной характер, а не воспринимается как цель жизни.
К основным современным течениям анабаптизма относятся:
Учение анабаптистов существенно повлияло на вероучение баптистов и других евангельских церквей, а также на движение Свободных Церквей в целом.
Одним из наиболее радикальных реформатских движений являются швенкфельдиане, названные по имени своего лидера — Каспара фон Швенкфельда. Он настаивал на том, что Церковь — это вселенский мистический организм Тела Христова, поэтому она объединяет в себе всех верующих в Христа, независимо от принадлежности к той или иной церковной общине (католической, лютеранской, кальвинистской и др.). Швенкфельдианизм был распространен в Силезии и Южной Германии.
В период XVIII-XIX вв. возникли новые протестантские движения, идеи которых становились более неординарными и пронизанными всевозможными ограничениями.
Например, приверженцы Движения святости были убеждены в том, что возможно достичь состояния святости и постоянно поддерживать его при жизни. В такое состояние можно было войти после прохождения нескольких этапов:
Для укрепления достигнутого состояния приверженцы течения предлагают два способа.
Первый способ — перфекционизм (постоянное развитие в себе качеств Святого Духа). Второй — обретение особого харизматического статуса («крещение Духом Святым»), то есть принятие верующим даров Святого Духа через определенный ритуал. Второго варианта придерживаются течения пятидесятников и харизматические движения.
Другой яркий пример радикальной протестантской деноминации — Объединенное сообщество верующих во Второе пришествие Христа (шейкеры или трясуны). Организация была основана на Северо-Западе Англии, а позднее переместилась в колониальную Северную Америку.
Его сторонники открыто практиковали экстатические танцы во время богослужений. Они придерживались очень ограниченного образа жизни, стремились сохранить девственную чистоту и целомудрие, соблюдали целибат. Шейкеры выступали за религиозный коммунизм (обобществление имущества и доходов) и необходимость исповедания грехов. При этом не отвергали результаты научно-технического прогресса и применяли их на производстве.
Шейкеры провозглашали:
С 1992 г. по настоящее время действует всего одна коммуна шейкеров — Соббатдей Лейк в штате Мэн. По состоянию на 2017 г. в ней остались двое последних в мире шейкеров. Многие из ранее существовавших коммун стали музеями и историческими местами США.
В Средние века и эпоху Нового времени было образовано несколько протестантских деноминаций, участники которых называли себя «братьями».
Еще в XV в. из оставшихся гуситов возникли Чешские братья (или Община богемских братьев). «Братья», проживающие в Германии, имеют более общеизвестное название, которое возникло в начале XVIII в. — гернгутеры. Позднее гернгутеры также стали относиться к моравской церкви — деноминации, образованной последователями гуситского движения.
Суть учения гернгутеров в чистоте апостольской жизни, сохранении семи таинств Церкви, признании только духовного причастия и отрицании спасения одной верой. В настоящее время община Чешских братьев насчитывает около 300 членов, объединенных в 23 собрания (сбора) и другие миссионерские организации, при которых действуют начальные и библейские школы.
Еще одна религиозная группа, образованная на территории Англии и Ирландии — Плимутские братья. Они придерживаются консерватизма, библейского фундаментализма и диспенсационализма — представления о разделении истории человечества на периоды, в каждом из которых действует характерный для него божественный закон.
Современные Плимутские братья признают абсолютную боговдохновенность Библии, верят в предстоящее второе пришествие Христа и наступление тысячелетнего царства (премилленаризм).
Многообразие религиозных взглядов внутри протестантской конфессии породило ряд сектантских движений.
В результате раскола возникла секта, ставшая наиболее известной — адвентисты седьмого дня. Они образовали Церковь адвентистов седьмого дня, которая и по сей день проповедует веру в скорое Второе пришествие Христа, соблюдение Десяти заповедей с акцентом на почитание субботы.
В России ирвингиане пропагандировали свои идеи через общины, организованные в Петербурге, Риге и Ревеле.
В средневековой Руси также существовало религиозное движение, приверженцы которого отрицали основную Церковь из-за святокупства священников и епископов того времени. Его сторонники именовались стригольниками, так как носили особую стрижку, отличающую их от остальных людей (по одной из версий). Они также отказывались от посещения храмов и организовывали отдельные собрания, не признавали отпевание у священников, но проводили причастие в основной Церкви.
Наиболее крупные протестантские деноминации сохранились и по сей день. На сегодня мировым центром протестантизма названы США, поскольку там находятся штаб-квартиры баптистов, адвентистов, пресвитериан и др. Течения протестантизма играют главную роль в экуменизме — движении христианских церквей, направленном на устранение разобщенности между ними и сплочение общих сил в международном масштабе.