Хабад – одно из иудейских религиозных течений и направлений в хасидизме, созданное в 1772 году ребе Шнеуром Залманом из Ляд.
В буквальном смысле оно означает “мудрость, понимание, знание”. По сравнению с другими хасидскими движениями обладает особым подходом к миру и способу улучшения человеческих качеств.
Последователей Хабада насчитывается порядка двухсот тысяч. Несмотря на многочисленные переселения лидеров учения, оно укрепило свои позиции и развивается по всему миру. Не менее распространен Хабад в России.
Еврейский хабад (или любавичский хасидизм) – это одновременно религиозная организация, общественное движение и философское учение. Его смысл в служении Богу и исполнении законов Торы – первой части еврейской Библии, именуемой “Пятикнижие Моисеево”. Соблюдение заветов Хабада должно сопровождаться положительными эмоциями и радостью, которые возникают от мысленного, а не чувственного понимания секретов священного писания.
По этой причине термин “Хабад” – акроним слов, символизирующих три верхних сфироты на каббалистическом Древе жизни: “хохма”, “бина” и “даат”.
Хасидизм Хабада показывает путь последователя, всецело соблюдающего заповеди Торы.
Хабад стремится доказать взаимосвязанность идей иудаизма и их философскую связь с мыслью о единстве Бога. Поэтому учение рассматривает иудаизм как истинный монотеизм.
Первое философское произведение, систематизирующее мораль хасидов на основе каббалы и метафизики – “Тания”, создатель которого – ребе Шнеур Залман.
История развития философии связана с периодами правления семи лидеров:
Первый ребе был авторитетной, выдающейся личностью и великим гением. Проповедовал каббалу, идеи которой он заимствовал при создании хасидского движения Хабад.
Он призывал витебских евреев переселиться на территорию России, а также:
Ребе Шнеур Залман был арестован в 1798 г. и вышел на свободу в том же году. В 1800-1801 гг. пребывал в Петропавловской крепости Петербурга по приказу, затем вернулся в Ляды. В 1813 г. прибыл в Курскую губернию, где вскоре скончался. Обладает званием “Потомственного почетного гражданина”.
Его ученик – Дов-бер из Межерича (24.11.1773 г. – 28.11.1827 г.) – продолжил распространение иудейского Хабада. По возвращении в Белоруссию он собрал учеников, сформировавших ядро будущего любавичского хасидского учения из Межерича. Второй лидер перенес центр движения из Ляд в Любавичи. Он настаивал на углубленном изучении Торы и “Тании”, отрицал чрезмерную эмоциональность во время прочтения молитв и считал неверной попытку достичь единства с Всевышним таким способом.
Последующие лидеры стремились усовершенствовать толкование Торы и Талмуда, наладить дружественные отношения с лидерами других еврейских религиозных учений. Также усиливали влияние Хабада за пределами Белоруссии и Литвы: в Америке, Средней Азии, Индии и Таиланде, а также на Кавказе.
В начале XX в. в СССР появилось много приверженцев Хабада благодаря Йосефу Ицхоку Шнеерсону и его тестю – Менахем-Мендлу Шнеерсону, который считается последним историческим ребе. Он был объявлен лидером поколения и Машиахом (Мессией).
Современные посланники Хабада продолжают распространять его идею по всему миру. Это движение называется посланничеством или “Шлихутом”. Посланники (“Шлухим”) отправились по всему миру с целью всесторонней помощи евреям в соблюдении заповедей.
Как правило, посланником становится молодая семья с детьми, которая приезжает в новое место и налаживает там еврейский быт. Они открывают синагоги – Бейт Хабады (дословный перевод “Дом Хабада”) в тех городах, где проживает немало евреев или еврейских туристов. Там организуются уроки Торы и праздничные трапезы, читаются молитвы.
Если община Хабада способна финансировать открытие, то для синагоги приобретается в собственность или арендуется помещение. Но чаще ее функции выполняет гостиная в доме посланников.
Бейт Хабад – это образовательный и религиозный центр. В основном, его посещают евреи, которые не так давно начали жить в соответствии с заповедями или только вступили на путь изучения религии. Работники Бейт Хабада стараются создать для прихожан дружественную и комфортную обстановку.
Последний ребе выделил десять специальный заповедей, на которых шалиахи акцентируют внимание при обучении. Их принято называть “мивцоим” (в переводе с иврита “мивца” – “кампания”, “проект”).
Истинные верующие должны:
В настоящее время в мире работает около 1350 организаций, посвященных Хабаду, в виде школ и учреждений. Хабад особенно распространен в Израиле, России, Франции, Канаде, Украине, Австралии.
Любавичские хасиды отмечают общееврейские праздники и памятные даты из истории движения (как правило, дни рождения ребе).
Хабад призывает каждого еврея соблюдать заповеди и приобщать к этому других представителей народа. Раввины считают, что от количества последователей зависит срок прихода Мессии, поэтому учение распространяется даже среди нерелигиозных граждан.
Хабад – наиболее мистическое и таинственное учение хасидизма, в котором сильна идея прихода божественного посланника для освобождения еврейского народа от страданий.