Саддукеи – древнееврейская религиозно-философская школа (наряду с фарисеями и есcеями).
Возникла в период правления династии Маккавеев в 150 г. до н.э. и исчезнувшая в период разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. н.э. Разница между ессеями, фарисеями и саддукеями в строгости последних при применении ими религиозных правил и правовых законов.
Эти и многие другие различия в учениях определили ключевые изменения в развитии иудаизма и повлияли на дальнейшую судьбу религии в целом.
В “Панарионе”, изданном около 378 г., саддукеи входят в число восьмидесяти ересей христиан, располагаются на четырнадцатом месте и считаются первыми из семи сект иудейских еретиков. Фрагменты их учения можно найти в сообщениях древнееврейского историка и военачальника Иосифа Флавия и Талмуде. Сведения, которые там содержатся, согласуются между собой и не противоречат Новому Завету.
В соответствии с одним из талмудических источников, название школы произошло от по имени ее родоначальника – Садока. Его учителем был известный мудрец и законодатель Антигон Сохейский (IV-III в. до н. э.). Садок, повторяя слова наставника, распространял мысль о том, что человек должен при жизни ни в чем себе не отказывать, так как после смерти его не ждет какое-либо вознаграждение.
Последователи Садока считали, что человеку стоит беспокоиться только о своем благополучии на земле, поэтому их жизнь отличалась богатством и роскошью.
Главная особенность учения саддукеев – это то, что они, в отличие от фарисеев, считали писанный закон Моисея единственно верным и справедливым регулятором духовной и общественной жизни. Отрицали обычаи еврейского народа и законопроекты правоведов, целью которых была изоляция евреев и их защита от влияния чужеземцев.
Саддукеи старались облегчить еврейский закон, однако народ по объективным причинам не доверял им.
Во-первых, властители, разделявшие доктрину Садока, строго наказывали других за незначительное нарушение закона, но сами переступали его черту, зачастую не скрывая этого и ссылаясь на авторитет своей власти.
А во-вторых, народ не мог жить в полном соответствии с правилами Библии, поскольку присущая им обрядовость не вписывалась в изменившиеся условия.
В-третьих, наблюдалось существенное противоречие между священным писанием Моисея об уголовных наказаниях, к которым относились телесные страдания и смертная казнь, и этическими взглядами людей, считавших, что религия должна поучать и убеждать, а не карать. Согласно моисееву закону, такие наказания применялись не только за попытку лишить жизни или ухудшить благосостояние другого человека, но и за нарушение исключительно религиозных предписаний.
В основных аспектах права между саддукеями и фарисеями также были серьезные противоречия.
Фарисеи были опытными толкователями и использовали для этого искусственные приемы, вводили разные фикции, что приводило к искажению смысла. В их редакции законы переставали противоречить жизненным и этическим устоям.
Саддукеи, как консерваторы, напротив, отвергали подобное толкование и считали, что таким образом фарисеи умаляют их власть и хотят подчинить своей воле. Также между школами наблюдались разногласия по поводу религиозных обычаев. Саддукеи отрицали все традиции, не подтверждаемые Библией.
В уголовном процессе саддукеи были более строги, чем фарисеи. Они применяли смертную казнь за многие преступления, считая ее соответствующей библейскому закону. Уголовное право фарисеев было направлено на устранение этого вида наказания с помощью своеобразного толкования закона и предоставления широких прав защиты в противовес обвинению.
Несмотря на шестилетнюю войну между школами, представители и тех и других признавали то, что священный закон не подлежит отмене и необходимо сделать все, чтобы адаптировать его к реальной жизни.
Сохранившиеся источники указывают на то, что саддукеи верили в то, что:
У каждой из трех школ было свое мнение по вопросу предопределения. Ессеи ставили в абсолютную зависимость от него поступки людей. Фарисеи считали, что свободная воля человека играет второстепенную роль. Саддукеи же утверждали, что Бог никак не влияет на злые или добрые поступки, ведь человек выбирает тот или иной путь сам. Возможно, по этой причине саддукеи были чрезмерно строгими в уголовных процессах, практиковали смертную казнь и другие наказания в отношении виновных, самостоятельно принявших решение пойти на преступление.
Несмотря на то, что саддукеи отрицали судьбу в ключе предопределенности поступков человека, они не отвергали идею о Божьем Промысле, составляющую одну из частей учения Моисея и пророков.
Свидетельства отрицания вечности души саддукеями содержится в “Иудейской войне” II, 7, 4 Флавия, а идеи о воскресении мертвых – в Новом Завете (Мф. 22:23, Деян. 23:8). Саддукеи и в этом вопросе не отступали от библейского слова, которое напрямую нигде не говорило на загробном возмездии, кроме идеи о единстве и бестелесности Бога. По этой же причине сторонники учения Садока отвергали существование духов и ангелов.
Некоторые древние евреи разделяли мысль о загробном существовании, но саддукеи, стоявшие на своем, признавали авторитет только моисеева писания и отвергали учения пророков.
Правление саддукеев длилось до момента начала окончательного разгрома Иерусалима.
Под влиянием смутного времени и народных восстаний сторонники более демократической школы заполучили власть: первосвященники Садока признали поражение перед фарисейскими. Также был издан перечень законов, направленных на всевозможное ослабление саддукейской секты.
C исчезновением Иерусалима саддукеи в одночасье утратили политическую власть и духовный авторитет. Одни представители учения примкнули к числу фарисеев, а другие – продолжали тайно верить в него, не осмелившись на открытые протесты против талмудизма.
Только в VIII в. н.э. фрагменты саддукизма обрели новую жизнь, образовалась школа караимов. Их учение представлял собой синтез саддукизма и фарисеизма.
Саддукизм – древшейшее учение евреев, сторонники которого рьяно отстаивали идею об ответственности каждого человека за свою жизнь, благополучие и счастье. Подобные духовные взгляды свойственны людям с высоким уровнем достатка и властными полномочиями. Падение школы стало закономерным результатом неприятия ее доктриной каких-либо послаблений, в которых нуждался народ.