Хасидизм – религиозное течение в иудаизме, охватившее еврейское население Речи Посполитой и соседствующих территорий в первой половине XVIII века.
Слово «хасидизм» на иврите означает «учение благочестия», «благочестивый».
Основатель хасидизма каббалист и целитель Бешта. В 1740 году он поселился в городе Меджибож (Подолье, ныне Украина). Здесь Бешта собрал вокруг себя единомышленников, деятельность которых была неугодна ортодоксальным раввинам. Его популярность была обусловлена кризисом у еврейском общины Речи Посполитой из-за провала мессианского движения Шабтая Цви и погромов Богдана Хмельницкого.
После его смерти движение хасидов возглавил Дов-Бер из Межерича.
После 1772 года хасидизм распался на несколько ветвей. Рабби Элимелех распространил учение в городе Лежайске (современная Польша); Менахем Мендель в Витебске (Беларусь). Из общины в Витебске вышел основатель Хабада (любавичский хасидизм). В 1785 году Леви Ицвак создал хасидский центр в Бердичеве. Также в Чернобыле учениками Бешта Менахема Нахума был основан центр хасизма.
Когда произошел раздел Речи Посполитой, хасидские центры появились на территории Российской империи. Шнеур-Залман стал первым хасидским лидером на территории России. С него начинает история любавичского хасидизма.
Передвижение хасидов по Российской империи было ограничено чертой оседлости. Но при царе Александре II границы стали более прозрачны.
После Октябрьской революции в России некоторые хасиды отошли от традиционного иудаизма и выступили с поддержкой революции. Однако, в 1935 году начались гонения хасидских организаций, их признали контрреволюционными. В 1938 году хасидский раввин Москвы Шмарьягу-Йегуда-Лейб Медалье был арестован и приговорен к расстрелу. После этого хасидизм в СССР был вынужден уйти в подполье.
В 1956 году в Средней Азии в хасидской среде родился Лев Леваев, который, после краткого нахождения в Израиле, внес вклад в возрождение любавичского хасидизма в России во времена Перестройки.
В странах Восточной Европы и бывшем СССР активную деятельность ведут хасиды Хабата. Они, претендуя на лидерство, выдвинули своих главных раввинов в России, Чехии, Грузии, Молдавии и Украине. Это вызывает сопротивление у других организаций, не хасидских еврейских общин и других хасидов.
Разные течения хасидизма возникали как группы последователей определенного ребе (духовного наставника). Название они получали по месту резиденции ребе (двору).
Это самое крупное течение современности. Большие общины есть в США и Израиле. Центр Хабада расположен в Нью-Йорке. Основателем является Раби Шнеур Залман из Ляд.
2. Гурские хасиды.
Движение зародилось в середине XIX века в Польше, городе Гура-Кальвария. Гурский ребе поддерживал идею возвращения своих хасидов в Израиль. С 1996 года главой является Арье Яаков Альтер. Он живет в Иерусалиме.
3.Карлинские хасиды.
Первым ребе был ученик Магида из Межрича раби Аарон из Карлина, сейчас это район города Пинска Брестской области. Примерно в 1770 году его сын р. Яков приехал в Израиль и основал первую израильскую хасидскую общину. Сейчас около 1700 семей карлинских хасидов проживают в Израиле и США.
4.Вижницкие хасиды.
Течение появилось в Вижнице в середине XIX века. В настоящее время оно насчитывает примерно 7000 семей в Израиле и США. Глава общины р. Исраэль Агер.
5.Сатмарские хасиды.
Самое многочисленное из хасидских движений в США. Зародилось в городе Сатмар (Сату-Маре) в современной Румынии. Основан р. Йоэлем Тайтельбоймом в начале ХХ века. В настоящее время центр движения находится в Нью-Йорке. Сатмарские хасиды придерживаются антисионистской позиции, они считают, что Израиль нарушает еврейские законы, а также бойкотируют выборы в Израиле.
6.Брацлавские хасиды.
Это течение было основано р. Нахманом из Брацлава, правнуком Бааль Шем Това в XVIII веке. После его смерти титул ребе никто не унаследовал, поэтому учение продолжилось по его систематизированным записям. В конце ХХ – начале XXI века это движение теперь насчитывает десятки тысяч последователей.
7.Цанзские хасиды.
8.Бельзские хасиды.
Это течение занимает второе место по количеству последователей в Израиле. Появилось в начале XIX века в городе Белз, Украина. Первым ребе был р. Шалом Рокеах. Центр находится в Иерусалиме.
Хасиды трактуют каббалу с точки зрения нравственного совершенствования и судеб еврейского народа. Ступени нравственного совершенства (сфироты): хесед – милость, гвура – доблесть, тиферет – гармония. Исключительно евреи, никто из которых не может совершенно отпасть от Бога, являются Хранителями божественного начала (Шехины) на Земле.
2.Двекут.
Хасиды под термином двекут подразумевают слияние с Богом. Они считают достижение веселия принципиально важным в духовной практике, так как Бог не карающий, а добрый. Хасиды считают, что эмоциональная составляющая и религиозный восторг выше, чем логика и ритуалы. Отсюда множество мистических элементов, показывающих желание тесной связи с Богом через восторг, танцы и песни.
3.Цадикизм.
Хасиды верят в особую мистическую связь между ними и духовным лидером цадиком или ребе. Эта должность и титул передаются по наследству по мужской линии. В истории существовала единственная женщина – цадик, Ханна – Рахель Вербермахер.
Принцип цадикизма разработал р. Элимелех. Согласно ему, цадик или ребе – посредники между народом и Богом. Народ материально поддерживает посредника, через которого Бог посылает им жизнь, здоровье, детей.
4.Антисионизм.
Многие хасиды не поддерживают сионизм. Они учат тому, что в каждом еврее есть божественное начало, считают их изгнание из Иерусалима частью великого предопределенного смысла. Сионисты же наоборот, хотели воссоздать Израиль, беря на себя роль Мессии.
Также хасиды выступали против введения иврита, как государственного языка. Они считали его языком Торы (священное писание) и молитв.
Для хасидов молитва – самая важная религиозная практика, помогающая медитации. Она сопровождается бессловесным пением, телодвижениями, мелодиями (нигун), преимущественно на иврите.
У хасидских молитв есть особенность, вызывающая сопротивление в не хасидских ортодоксальных кругах – почти полный отказ от традиционного молитвенного расписания (зманим), особенно утром.
Многие общины занимаются политическим лоббированием, которое позволяет получать средства для существования.
У них есть группы состоятельных людей, содержащих общину – парнасы. Традиционная деятельность хасидов: недвижимость, посредничество, строительство, торговля, финансовый рынок.
Мужчины хасиды до свадьбы и первые годы после не работают, а посвящают себя изучению Торы. Но члены общины создают большую сеть взаимопомощи для своих. Это беспроцентные ссуды, получение жилья, бесплатные столовые и т.д.
С одной стороны, хасиды предстают перед глазами как закрытая община со своими убеждениями, верностью традициям, прагматичной деятельностью. С другой стороны, мы видим песни во время проповеди, шумные застолья, тосты, большие семьи и забота всего хасидского общества о своих. А еще мы видим стремление к тесной связи с Богом через выражение восторга, радости и танцы. Своим учением хасиды пытаются донести, что сущность религии не в уме, а в чувстве.