Тарикат («путь») или сулюк – это метод духовного возвышения и познания Истины с помощью мистики.
Тарикату следовали влиятельные суфийские ордены. Они контролировали социальную жизнь мусульман, а затем способствовали распространению ислама среди народов Малой Азии, Египта, Центральной Азии, Африки и других регионов исламского мира.
В тарикате у муршида (учителя) есть несколько учеников (мюридов), которые преданы муршиду. Мюрид – это «стремящийся-ищущий», который является членом тариката в процессе обучения. Стремящийся становится подчиненным руководству муршида или учителю, соглашаясь беспрекословно подчиняться любому полученному наставлению. Таким образом, мюрид конкретного муршида в конечном итоге будет нести печать учения и характера этого муршида.
В XI веке зухди (сторонники мусульманского аскетизма) объединились вокруг духовных наставников в тарикаты. Изначально они следовали путём духовного очищения и боролись со своими страстями, но затем стали практиковать отшельничество и аскетизм, преданно служить Аллаху. Тарикаты имели свои центры, которые назывались обители: рибаты, ханаки и завии.
В IX—XI веках теоретики суфизма, такие как аль-Мухасиби, аль-Джунайд аль-Багдади, аль-Калабади, ас-Саррадж, ас-Сулами и аль-Худжвири, предложили другое определение тариката. В это время под тарикатом понимали свод морально-этических положений и психологических приёмов, с помощью которых суфий познавал истинную божественную реальность (хакикат), размышляя и занимаясь психофизическими упражнениями. Тарикат стал представлять собой метод постепенного овладения сущностью созерцательного мистицизма через получаемый духовный опыт «стоянок» (макамов) в едином сочетании с психоэкстатическими состояниями (ахвал).
В XI — середине XII века тарикат стал школой обучения мистическому Пути, а сурфизм стал доступен не только элите, но и народным массам. В Хорасане на базе обителей-кружков открыли институт, важной особенностью которого стало специфическое отношение ученика (мюрида) и учителя (муршида). Ученик считал своего учителя проводником по загадочному пути сознания и подчинялся ему во всем.
Тарикат может быть не один. У каждого тариката существуют свои физические, религиозные, аскетические упражнения и практики (хальва, зикр аль-джахр и зикр аль-хафи, сама), укрепляющие дух и тело, а также особенные ритуалы посвящения и строжайший регламент на частную жизнь.
К концу XII века мюриды стали практиковать силсилу – институт цепи духовной преемственности, который поспособствовал тому, что путь мистического сознания стал безусловно святым. Приобщение мюрида к силсиле считалось таинством и тесно связывалось с эзотерикой.
Благодаря появлению института, суфийские братства быстрее внедрили в свои ряды систему иерархии и приобрели узнаваемую сегодня организацию. В каждом братстве нужно было следовать дисциплине и определенным правилам. Члены братства познавали путь мистического сознания через силсила. Для общего понимания – это свод учений мистического характера, частных мистических учений и практики, взращенный в системе братств.
Канонизация ритуала и бюрократия, вошедшая в структуру, изменили отношения «наставник—ученик». К XVII веку это уже были совсем иные статусы «святой—послушник». Мюрид стал подчиняться высшему руководству братства, а его духовный учитель перестал иметь на него большое влияние. В это же время появляется отличительный признак тарикатов – зикр. Зикры тарикатов – это особенные молитвенные формулы, являющиеся неотъемлемой частью духовной практики. Обычно зикр совершается после завершения намазов, во время мавлида, во время собраний (маджлисов) или в любое другое удобное время.
Все тарикаты делятся на три категории:
Тарикаты бывают суннитские или шиитские, в зависимости от того, какому вероучению (аккиде) и правовой школе (мазхабу) следуют его приверженцы
В суфизме до XIV века сложилось 12 братств, возникшх в рамках хорасанской, месопотамской, мавераннахрской и магрибинской мистических традиций:
Самые популярные братства – это шазалийский тарикат и накшбандийский тарикат. Некоторые ученые выделяют еще несколько ветвей, кроме представленых 12-ти – дасукия, садия, байрамия, сафавия. Эти братства затем выросли в самостоятельные независимые тарикаты. Многим братствам не хватило внутренней организации и структуры, чтобы развиться в братство.
Братства тарикатов имели свои особенности:
К середине 20 века количество орденов исчислялось сотнями, а количество членов – миллионами. На сегодняшний день наибольшее распространение суфийские тарикаты получили в центральных исламских странах, где они сыграли жизненно важную роль в религиозной жизни мусульманского сообщества. Тарикаты существуют в Западной Африке, Восточной Европе, Индии, Центральной и Дальневосточной Азии.